Направление главного удара

«Освобождение»
«Освобождение»

Фильм первый. «Огненная дуга»

Повествует о грандиозной битве на Курской дуге летом 1943 года. Здесь произошло самое крупное в истории Второй мировой войны танковое сражение. Наряду с личными судьбами героев в фильме показаны батальные сцены, деятельность штабов и разведок, тех, кто трудился на фронте и в тылу.

Фильм второй. «Прорыв»

Посвящен битве за Днепр и наступательной операции советских войск в 1944 году. В центре этого фильма судьба батальона, сражавшегося на этом плацдарме.

Фильм третий. «Направление главного удара»

Картина посвящена операции «Багратион», в результате которой была полностью освобождена от фашистских войск Белоруссия, и войска Красной Армии вышли к государственной границе...

Фильм четвертый. «Битва за Берлин»

1945 год. Последние месяцы войны. Именно в эти дни решалась судьба порабощенной Европы. Началась Висло–Одерская операция. Три фронта под командованием Конева, Жукова и Рокоссовского устремились к столице Германии. К Берлину идут и англо–американские войска. «Опередить русских», — предлагает Черчилль, и начинаются тайные переговоры с эмиссарами Гитлера, разоблаченные Ялтинской конференцией. Судьба Берлина решится на полях сражений.

Фильм пятый. «Последний штурм»

Последние дни войны, штурм рейхстага, сражение за каждый метр, за каждый этаж — и наконец водружение Знамени Победы над рейхстагом. Раздались первые залпы Победы. Главные герои фильма встречаются у входа в рейхстаг.

Человек, который дважды брал Европу

Фильм «Освобождение» прошел с оглушительным успехом. Его премьеры состоялись в 115 странах мира. А на родине авторский коллектив был удостоен Ленинской премии. Третий фильм киноэпопеи «Направление главного удара» посвящен операции «Багратион», в результате которой была полностью освобождена от фашистских войск Белоруссия, и войска Красной Армии вышли к государственной границе...

Озеров прошел войну и умел показывать ее с разных точек зрения — от солдата до маршала, от окопа до ставки Верховного Главнокомандования.

Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, Польши и Чехословакии, лауреат премии имени Довженко, профессор ВГИКа, академик Международной академии информатизации скончался 16 октября 2001 года на 81–м году жизни. Вот что он говорил в одном из последних интервью.

— Перед штурмом Кенигсберга я загадал, что если останусь жив, то расскажу о великой армии, в которой сражался. Через четверть века я подошел к этой теме. Это был настоящий киномарафон. Двадцать четыре фильма, двадцать семь лет. Менялись политические режимы, одни вожди садились на место других, умирали актеры. Умерли два Сталина, два Черчилля, один Гитлер... Работу над первой пятисерийной эпопеей «Освобождение» мы начали с того, что заказали на львовском танковом заводе 10 «тигров» и 8 «пантер» для первого плана. Да маршал Малиновский добавил еще сотню наших. Мы их перекрасили под немецкие и использовали на заднем плане. И было 3.000 солдат. Репетиции с каждым танкистом, с пехотой, с артиллерией, с авиацией. Аэродром за 50 километров, а нужно, чтобы она появилась над полем съемки в ту самую секунду, когда пошли танки, двинулась пехота, застреляли пушки, заиграли актеры. Почему войны проигрывают? Потому что никто не приходит вовремя, все опаздывают. Вон Груши опоздал к Ватерлоо — и Наполеон потерял Францию. А у меня никто не опаздывал. Генералы–консультанты думали — киношка, отдохнем, загорим. А когда увидели, что это за работа — кино снимать, то зауважали. Целые штабы создавались, карты составлялись, схемы, организовывались десятки телефонных станций, чтобы все было тютелька в тютельку. Это же не шутки: холостым выстрелом танка человеку за пятьдесят метров голову отрывает, а у меня тысяча взрывов в кадре! Была построена вышка, на ней я со штабом, саперы с утра до вечера закладывали взрывы на три дубля. Я давал знак платком, и начинало грохотать. А раз у меня случился насморк...

— Как у Наполеона под Ватерлоо?

— К счастью, с меньшими последствиями. Я достал платок, чтобы высморкаться, а один сапер решил, что я даю отмашку, и включил рубильник. Остальные за ним. Полторы тонны тротила ухнуло. Меня чуть инфаркт не хватил: на поле — люди, не дай Бог, кого зацепит! Обошлось... И так повсюду. Мы форсировали Вислу у Варшавы, брали Софию, Бухарест и Будапешт. В Берлине у меня было 2.000 человек! Я снова взял Европу...

— Как вы думаете, наши кинематографисты еще вернутся к Великой Отечественной или ваше поколение сказало в этой теме последнее слово?

— Снимать будут всегда. Мужчинам нужны военные игры и военные зрелища. Когда не снимают о солдатах, снимают о бандитах. Сейчас столько же криминальных фильмов, сколько раньше было военных, причем более кровавых...

Человек, получивший за роль звание

Всоветском кинематографе было немало блестящих, выдающихся актеров, но мало кому удавалось столь ярко воплотить на экране образы людей в форме, так убедительно показать их мужество, благородство и достоинство, как это мог народный артист СССР Николай Олялин.

Актер, исполнивший в эпопее «Освобождение» роль майора Цветаева, вспоминает:

— Главным консультантом картины был генерал армии Орел. А он действительно был такой импозантный, весь из себя видный мужчина. Явно всегда и во всем привык быть первым, наверняка его очень любили женщины — на нем еще лоск от их взглядов остался. Ну совершенно замечательный дядька! Короче говоря, приезжаю на съемку, мы стоим с Иво Гарани, который играл Муссолини, общаемся как–то на жестах, и вдруг подходит ко мне Орел: «Коля, можно вас на секунду?»

Отводит меня в сторону и говорит: «Я наконец осилил сценарий и понял, что вы из метро не выплываете. Два раза перечитал финал — вас там нет. Вы что, погибли?» Посмеиваясь, я стал популярно объяснять, что, в общем–то, да, наверное, погиб, потому что... «Ну нет! — возмутившись, перебил генерал. — Меня это не устраивает. Я скажу режиссеру, чтобы где–то в Берлине он вас из люка выпустил. Я это обязательно сделаю». Согласитесь, если он так переживал за судьбу моего героя, значит, его впечатлило.

Удивительно, но артист, ставший популярным именно в военных ролях, в армии не служил. Еще в институте Олялина трижды вызывали в военкомат, и трижды военком отправлял его продолжать учиться. И уже после выхода «Освобождения» Николай обнаружил в почтовом ящике маленький лист бумаги. Это была очередная повестка из военкомата. Но теперь уже сам актер к военкому не пошел.

Николай Олялин вспоминает: «Нелька расстроенная вся идет в военкомат, говорит: «У нас только сын родился, давайте мы его на ноги поставим, потом возьмете». Говорят: «Да нет. Не хотим мы его в армию брать, нам стыдно — на экране он майор, а у нас солдат. Мы ему хотели сержанта дать...»

Человек, «сгоревший» на работе

Владимир Михайлович Сухорецкий — заслуженный работник культуры и начальник пиротехнического цеха «Мосфильма». До кино у него была война...

Сухорецкий был в составе штурмовой группы при взятии Кенигсберга. Будущий режиссер Озеров тоже. И так вышло, что Сухорецкий стал главным пиротехником на картинах Юрия Озерова.

Это на войне сапер Сухорецкий делал так, чтобы не взрывалось... А в фильме все должно выглядеть, «как в кино».

Фронтовики Озеров и Сухорецкий сделали фильм о том, что знали и помнили. Для тех, кто дошел, и в память о тех, кто не дошел...

...Ни разу не случалось у Сухорецкого ЧП на съемках. Однажды он «сгорел», да и то по собственному желанию. Озеров хотел план «горящего целиком человека».

— Я сказал режиссеру, что нет у меня никого, кому я мог бы доверить это дело...

Жена была в панике. Коллеги сомневались. Главный инженер запретил. Но пиротехник написал бумагу о принимаемой на себя ответственности «за последствия трюка». Сконструировал скафандр из ткани, рекомендованной НИИ текстильной промышленности для металлургов. Сшил отдельные части проволокой. Оделся. Ассистенты дошнуровали. В том скафандре было темно, душно и глухо. Зато герметично. Коллега Николай Баруцков поджег Сухорецкого. И тот медленно двинулся навстречу как будто фашистским танкам, чтобы там, посреди дороги, как будто умереть. 30 секунд в кадре (еще столько же за кадром), три разных операторских плана. Впервые в советском кино человек горел весь, с головы до пят... Так Юрий Озеров получил лучший кадр «Солдат свободы». А пиротехник Сухорецкий — выговор от главного инженера. И 50 рублей за трюк.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter