Начальник управления госзакупок МАРТ Павел Жуковский: "У проверяющих органов вопросы чаще всего возникают именно к процедуре "по своим правилам"

СВОИ кровные люди считают до копейки. А вот насколько грамотно расходуют деньги из казны? Только в прошлом году в Беларуси состоялось 50 тысяч закупочных процедур. Лекарства для больниц, продукты для школ, запчасти для сельхозпредприятий... Общая сумма расходов составила около 6 миллиардов долларов. В 2012 году в силу вступил первый основательный Закон «О государственных закупках товаров (работ и услуг)», призванный навести порядок в этой сфере. Многое уже сделано, но над многим еще предстоит покорпеть. Ко второму чтению готовят проект нового закона. Документ упростит закупки, повысит градус конкуренции и не оставит ходов для махинаций. На вопросы читателей «Сельской газеты» ответил на прямой линии начальник управления государственных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли Павел ЖУКОВСКИЙ.    


— Продаю автозапчасти для сельхозтехники, работаю и с госучреждениями. Правда ли, что с 1 января участникам закупок не надо брать справку в налоговой о том, что у фирмы нет долгов?

Предприниматель из Минского района Юрий П.

— С 1 января 2018 года она действительно не нужна. В свободной форме пишете, что у вас отсутствует задолженность по налогам, сборам, пошлинам и пеням. Заказчик по УНП или имени участника проверит это на сайте Министерства по налогам и сборам. Это одна из мер по упрощению процедуры закупок. В будущем вся информация об участниках будет доступна в открытых источниках. Например, свидетельство о регистрации или лицензия. Бумажной волокиты станет меньше. Иногда видим предложения от участников на 500 страницах – все это требовал заказчик!

Сужу по 2017 году: 70 процентов процедур госзакупок не состоялись. И в половине случаев — из-за формальностей. Участник упустил из виду и не включил в предложение какой-то документ. Или заказчик требовал справку из налоговой на 1 апреля, а ее составили днем позже. В итоге предложение отклонили, хотя цена в нем была ниже, чем у победителя. О какой экономии бюджетных средств можно тогда говорить! А ведь каждый год на закупку товаров, работ и услуг тратится около 10 процентов ВВП страны. Это около 6 миллиардов долларов. Грамотная организация госзакупок может сэкономить государству колоссальные средства.

— На сайте icetrade.by увидел, что сельхозпредприятию Жабинковского района нужны услуги по ремонту тракторов. Победит тот, кто сделает это быстрее и дешевле. Разумно. Удивило, что выбирают подрядчика по территориальному признаку. Разве это не ограничение конкуренции?

Иван Петрович, Брестская область

— Вы правы. Если бы в наше ведомство на этот счет поступила жалоба, она была бы обоснованной. Почему в Жабинку не может приехать частник из соседнего района или даже из России, если он готов ремонтировать технику быстрее и за меньшие деньги?! Да, он в менее выгодном положении, чем местное предприятие. Но готов работать, пусть и с меньшей рентабельностью. Выставлять такое ограничение – территориальный признак – это нарушение конкуренции.

Мы порой видим «заточку» заданий под конкретного участника. Например, заказчик требует опыта работы подрядчика 20 лет и более. Получается, молодая компания автоматически выпадает? Хотя ее сотрудники могут быть опытными, квалифицированными, а выполнять заказ качественнее и дешевле, чем конкуренты, чтобы наработать клиентскую базу и завоевать репутацию. Или заказчик пишет: штат подрядчика должен быть 300 человек. Субъекты малого или среднего бизнеса не у дел. В ходе разбирательства выясняем, что для работы нужны всего пять человек. Зачем тогда штат в три сотни? Заказчик отвечает: чтобы было!

— Райисполкому нужны ручки и бумага, а кум завхоза как раз торгует канцтоварами. Ударили по рукам и провели закупку из одного источника. Хотя на фирме «Не ваше дело» вся эта мелочь дешевле. Такое сплошь и рядом. Как боретесь с позицией людей «бюджет все выдержит»?

Аркадий ЦЫМБАЛИСТ, Витебская область

— Многие международные эксперты считают, что самые высокие коррупционные риски именно в закупках из одного источника. По опыту скажу: здесь больше всего нарушений. Ведь о процедуре ничего не известно до тех пор, пока не пришел контролер и не стал разбираться.

В 2017 году в денежном выражении 78 процентов закупок в Беларуси были из одного источника. И львиная доля среди них — до 300 базовых. Те самые бумага, карандаш, ручка, письменный стол. Подобный список есть в плане любой бюджетной организации на общую сумму в 100 тысяч рублей в год. Согласитесь, средства немалые.

Порой, что и где купить, решает завхоз — у ИП Иванова или своего кума. Из года в год договоры заключаются с одной и той же компанией. 

Вот пример. Правительство Москвы сократило расходы на четверть, загнав мелкие процедуры на площадку в виде электронного магазина. Нужны 100 ручек? В режиме онлайн видишь цену, фото, делаешь отбор и формируешь отчет — почему выбрал этого поставщика. Сюда активно включились субъекты малого и среднего предпринимательства, которые продают канцтовары. Есть конкуренция – есть экономия бюджетных средств. Опыт уже перенимают российские регионы. Вскоре такой портал появится и у нас.

— В сезон посевной, уборочной сельхозпредприятия заказывают обеды в поле. Обязаны ли они проводить госзакупки? У меня придорожное кафе, мощности позволяют готовить под заказ. Думаю, цена обедов будет не выше, чем у местного райпо. Готовы наладить доставку.

Ирина Т., Гродненская область

— Если из местного бюджета, то процедура госзакупок обязательна. Если хозяйства закупают обеды по положению, которое разработали сами, направьте им коммерческое предложение.

У контролеров вопросы чаще всего возникают именно в закупках «по своим правилам». На практике бывают случаи, когда в три рабочих дня или за выходные проведут процедуру, а потенциальные участники так и не узнают о ней. Конечно, победит «свой человек».

Сейчас мы изучаем опыт России и Казахстана, где все закупки предприятий (даже с небольшой долей госсобственности) отнесли к государственным. У нас пока другая картина. Допустим, у Департамента исполнения наказаний есть колония. Бюджетные средства она расходует по всем канонам госзакупок, а деньги, заработанные на производстве мебели, тратит по своему усмотрению. То же самое «Минсктранс»: часть — по правилам, часть — на свой вкус. А ведь от того, как госорганизация расходует средства на закупку автобусов, топлива и прочего, зависит и цена талона в общественном транспорте. Вполне понятно желание государства свести к минимуму издержки, отрегулировав эту сферу.

Еще в 2013 году в госзакупках продуктов питания не было конкуренции. И многие процедуры признавали несостоявшимися.  После этого управление образования райисполкома закупало для школ хлеб из одного источника — местного хлебозавода. А тот закупочную процедуру попросту игнорировал: «Заказчик и так придет. Зачем нам напрягаться, формировать предложение, получать аккредитацию, оплачивать сбор?» И обожглись. В гонку включились две частные пекарни, и одна победила. И вот «когда не пришли», хлебозавод включился в участие в госзакупках.

— Слышала, что в госзакупках есть немало нарушений. Зачем тогда этим занимаются медики или военные? Они должны лечить людей и нести службу. Почему бы процедуру не возложить на стороннюю организацию с грамотными снабженцами?

Нина ПАРАХОНЬКО, г. Гродно

— В ваших словах есть доля истины. В прошлом году в МАРТ рассмотрели 700 жалоб. В 40 процентах случаев они были обоснованными. Еще в 20 — всплыли другие нарушения. А ведь мы проанализировали всего один процент закупок — в год в республике проводится около 50 тысяч процедур.

 В Грузии и Казахстане при уполномоченном органе по госзакупкам созданы комитеты, которые приобретают для госорганов те же канцтовары или технику. Заказчики лишь оформляют свою потребность: 10 упаковок бумаги, 1000 ручек. Профессионалы из спецкомитетов допускают минимум нарушений.

У нас «Белфармация» и «Белмедтехника» централизованно  закупают продукцию. Хотелось бы, чтобы в образовании, здравоохранении были хозподразделения, которые закрывали подобные вопросы. А то сейчас мы требуем от учителя правильно провести закупочную процедуру. В школе, как правило, председателем комиссии выступает директор или его заместитель по хозчасти. Он в комиссию включает как минимум 5 человек – тех же педагогов. Документы принесли, поставили подпись, никто в суть не вникал. А потом — предупреждение либо штраф до 50 базовых. При повторном нарушении – от 50 до 100 базовых величин. С 2015 года со вступлением в силу Закона «О борьбе с коррупцией» ответственность несет не только председатель комиссии, но и все ее члены. Сталкивался с таким: заказчик создает комиссию из 20 человек, и в суде каждый потом получает штраф — от двух до пяти базовых.

— Насколько активны белорусские предприятия в госзакупках других стран? Ведь это один из способов продвижения товара на рынки и наращивания экспорта.

Татьяна, Речицкий район

— Да, государства на закупки выделяют большие деньги, и этим инструментом нужно пользоваться. Но не всегда это выгодно и удобно. Поставлять товар за тысячи километров в срок сложно. Или обеспечение для участия в закупках настолько велико, что на время «вымывает» часть оборотных средств предприятия. Поэтому остаются лишь крупные игроки, такие как ОАО «Белшина», ОАО «Белэнергоремналадка», ОАО «Беларуськалий» и другие.

Нередко белорусских производителей не пускают в эту сферу, чтобы поддержать свои компании. Так было в 2012 году с ОАО «Камволь». Россия ограничила покупку белорусских тканей для пошива формы МВД, Минобороны, ФСБ в пользу Брянского камвольного завода. Евразийская экономическая комиссия повлияла на то, чтобы ограничение сняли хотя бы частично. Конечно, объемы поставок были совсем скромные.

Казахстан закупается исключительно у своих поставщиков. Правда, барьеров для белорусских товаров нет. К слову, мы пришли к выводу, что участие в госзакупках других стран эффективнее всего идет именно через товаропроводящие сети.

— Почему не создана единая площадка для торгов Евразийского экономического союза?

Анна, г. Минск

— Вы правы, такой площадки нет, и этот вопрос давно обсуждается в Евразийской экономической комиссии. К нашей тройке присоединились Армения и Кыргызстан. Они внедряют электронные цифровые подписи, электронные закупки. Когда технические барьеры между странами устранят, думаю, площадка, куда будет стекаться информация о закупках пяти стран, появится.

— И еще вопрос. Какие страны самые активные в наших закупках?

— Самые дорогие контракты заключаются с Евросоюзом. Это, допустим, закупка инновационного оборудования для здравоохранения. На втором месте – Российская Федерация.

ostapchuk@sb.by

Фото Артура ПРУПАСА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter