На экскурсию в «преисподнюю»?

Чем  глубже  под  землю,  тем  страшнее  и…  интереснее

Чем  глубже  под  землю,  тем  страшнее  и…  интереснее

Стотысячный Солигорск, который в 2008 году будет отмечать свой полувековой юбилей, сам по себе город-памятник Советскому Союзу. Точнее, это яркое олицетворение большого труда людей старшего поколения, их любви к родной земле. В шахтерской столице проживает немало уральцев, которые обучили белорусов основам горняцкого  дела. Напомним, сегодня действуют 4 рудоуправления, возводится 5-е — Краснослободское, в декабре планируют начать строить 6-е — Березовский рудник. На «Беларуськалии» трудятся без малого 20 тысяч человек. Это, так сказать, необходимая вводная, сказ же основной впереди… 

В городе шахтеров, ясное дело, как таковых исторических мест просто быть не может — слишком молод Солигорск. 

Но туристический «изюм» все-таки есть — глубоко под землей. Вспоминается погружение в шахту несколько лет назад. Нас с фотокорреспондентом переодели, выдали каски, лампы, и вместе с шахтерами мы опускались почти на полкилометра. Помню, как в скоростной клети-лифте от давления закладывало уши. Говорили и снимали мы в забое, в подземной больнице – спелеолечебнице, передвигались по подземному городу на специальном автомобиле «Минке». Рудник – это целый город со многими десятками километров выработок, подземными электромеханическими мастерскими, гаражами, забоями, оснащенными современным сложным горно-проходческим  и горно-добывающим оборудованием, осуществляющим работы по добыче полезного ископаемого. 

Не я первый поднимаю вопрос об организации экстремального, если хотите, подземного туризма. На эту тему поговорил со многими специалистами «Беларуськалия», и вот, так сказать, их обобщенный ответ: «Мы «зарубили» этот проект потому, что у нас очень опасное производство. В шахте много транспортеров, того и гляди, кого-нибудь или что-нибудь утащит беспощадная лента. Правила техники безопасности очень строги. Второе: очень дорогое это удовольствие для туриста — под 100 тысяч рублей за один спуск. Подсчитывали исходя из цен за электроэнергию по себестоимости. Далее: людей надо переодеть, помыть в душе, дать сопровождающего, вся процедура займет часа четыре… Нет, подземный туризм нам развивать ни к чему, хватает каждодневной производственной загрузки. Скажем, на тот же МТЗ никто экскурсии не организует, дабы посмотреть на главном конвейере сборку знаменитого «Беларуса». 

Для производства эта большущая проблема, будут отвлекаться от дела наши специалисты. И на земле достаточно красот…» 

Конечно, по-своему правы эксплуатационники. В рабочие шахты людей, думается, и нет резона возить. Все соглашались, что вот  если освободится какой-нибудь шахтный ствол, порода будет полностью выбрана, то тогда, возможно, и пригласим туристов. 

Сегодня на «Беларуськалии» организуют спуски для студентов, будущих геологов, географов, специалистов горного дела. Заранее составляются списки, подбирается одежда и т.д. Работа кропотливая, нервная, затратная. При желании знакомят с подземным «царством» и представителей деловых кругов, с которыми заключаются договоры. Недавно были венесуэльцы и бразильцы. Спускались в солигорские недра и смелые жены иностранных дипломатов, аккредитованных в нашей стране… Правда, были и «отказники», но ведь никто никого за рукав не тянет в «преисподнюю». Желающих же побывать в забое, почувствовать прилив адреналина все-таки больше. 

Как мне поведали солигорские калийщики, подземный музей работает в одной из выработанных шахт по добыче угля в Польше. Рано или поздно будет подобное и у нас, ведь в ту же спелеолечебницу в шахте организовали спуски. Насколько мне известно, первоначально и это благое дело воспринималось производственниками в штыки. Но если мы взяли государственный курс на развитие интересного, полномасштабного туризма, то, думается, и модный нынче экстрим будет обязательно востребован. 

…Готовя этот материал, встретился и с медиками, которые не один год лечат шахтеров и знают о всех их «болячках». Ольга Скалабан, главврач горняцкого санатория «Березка» и врач-психотерапевт этого лечебного учреждения Эдмунд Чекавый отметили, что разрешить «познавательную процедуру» может только доктор. Если у человека нет противопоказаний, сердечно-сосудистых заболеваний, он физиологически здоров, в возрасте от 12 до 60 лет, тогда пожалуйста. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter