Уникальные храмы восстанавливают в Бешенковичском районе

«Мы стройкой живем»

Отец Родион: «Времена сейчас тяжелые, враг пытается разделить нас. А должно быть единство, как у Святой Живоначальной Троицы: один Бог, одна вера, одно крещение»

Агрогородок Улла Бешенковичского района немного в стороне от основных автомагистралей Витебщины. Экскурсионные группы далеко не всегда готовы сделать крюк, чтобы побывать здесь по дороге в Полоцк или Витебск. А зря. В жизни мне довелось посетить многие святые места, но в улльском храме Святой Живоначальной Троицы, а особенно в церкви Александра Невского в почти исчезнувшем селе Мартиново, ощущаются удивительное спокойствие и близость к небу. По благословению Димитрия, архиепископа Витебского и Оршанского, обе святыни сейчас получают вторую жизнь.

Настоятель храма отец Родион.

В первую очередь надо бы рассказать о храме в агрогородке, особенном историческом месте возле слияния реки Уллы и Западной Двины. На мысе в конце XVI века начали строить оборонительную крепость, с чего и началась история поселения, ставшего позже городом с привилегией Магдебургского права. Было в тех краях две старинные церкви, и обе сгорели. Но сначала давайте отправимся вместе с настоятелем прихода храма Святой Живоначальной Троицы отцом Родионом Радевичем за 20 километров отсюда в село Мартиново. 

Добираться по весенней распутице — приключение: в случае чего, застряв в грязи, пришлось бы звать на помощь трактористов. Деревня небольшая, всего из одной улицы, и местных жителей практически не осталось. А места красивые: по пригорку огороды сбегают прямо к речке. 


— Здесь четыре жителя, — поясняет отец Родион. — Я и сам купил дом с почти столетней историей, когда-то в нем жил дьякон, служивший в церкви. Мы хотим восстановить дорогу, чтобы людям легче было добираться, и создать здесь сообщество. Больно видеть, что молодых в деревне все меньше. Особенно обидно, когда нестарые еще люди погибают. Я насчитал около семи крепких мужиков на приходе, которые за последние годы ушли из-за спиртного или на пожарах. Досадно, сколько хорошего могли бы сделать!

Венец улицы в Мартиново — изящный храм из красного кирпича, построенный в конце XIX века. На звоннице пока гнездо аиста, но крест уже изготовлен и ждет своего часа. Над дверями видим грубо намалеванные, но выцветшие от времени надписи «Загс» и «Клуб». Но на них почти не обращаешь внимания и входишь внутрь, завороженный тишиной и спокойствием этого места…


Судьба освященного в 1906 году произведения архитектуры с чертами классицизма и псевдорусского стиля отражает все сложности, которые пережили наши земли в XX столетии. С 1935 года, когда с религией шла борьба, службы здесь не проводились. Потолок местами позеленел от дождей, кирпичная кладка не скрыта штукатуркой. Святой престол пока не имеет иконостаса, в окна храма и полуразрушенный левый придел проглядывает голубое весеннее небо.

— Во время войны в придел попал артиллерийский снаряд, — поясняет батюшка. — А на звоннице четверо немцев корректировали огонь артиллеристов, расположившихся в Сокорово. При наступлении их уничтожили. 

И все же церковь сегодня наполнена живым дыханием: в ней за работой застали двух строителей, Александра Короткова и Сергея Витушко. Они отгораживали левый придел храма, чтобы постепенно подготовить центральную часть к богослужению. Сейчас здесь совершаются только молебны для паломнических групп.


— Родом я из Гомельской области, после аварии на Чернобыльской АЭС перебрался в Витебск, — рассказывает о себе Александр. — Побывал здесь вместе с паломниками и мне очень полюбилось это место и храм, названный в честь моего небесного заступника Александра Невского. Купил поблизости дом, нашел строителей, начали ремонтировать святыню. Электричества не было: привезли бензогенератор. Центральную часть накрыли крышей. Сейчас надеемся, что с Божьей помощью и при поддержке людей получится его постепенно восстановить. 

Отец Родион также не чурается переодеться в рабочую одежду и подняться на леса, чтобы поучаствовать в реконструкции. 

— До того, как окончил Витебскую духовную семинарию, я занимался строительством домов со своей бригадой, — поясняет батюшка. — Но после рукоположения закрыл фирму и полностью посвятил свое время служению. До меня на улльском приходе несколько лет служил священником мой отец. За свою жизнь он уже построил и восстановил три храма. И мы стройкой живем. Для себя же вижу в ближайшие десять лет целью, по благословению Владыки Димитрия, трудиться, чтобы отремонтировать вверенные мне святыни. Хотя все в руках Божьих, и никто из нас не знает даже, проснется ли завтра.

Вдохнув деревенской тишины, возвращаемся в Уллу, где уже ждут прихожане храма Святой Живоначальной Троицы. В свое время в городском поселке было две церкви: Преображения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы. Обе уничтожены пожаром. Троицкий сегодня находится на месте Преображенского. Вблизи них, когда расчистили участок от зарослей кустарника, обнаружились растущие каменные кресты XVI-XVII веков. Два года назад установили деревянный крест там, где находился Покровский храм, а со временем здесь хотят воссоздать часовню. 

— Нашего батюшку можно по праву называть Родионом-строителем, — не скрывает эмоций Раиса Пистунович. — Он постоянно в делах, при нем расчистили от мусора правый придел храма, освященный в честь Иоанна Крестителя. Кстати, здесь очень необычный иконостас: образы на нем керамические. Недавно построили котельную, провели отопление, ведь раньше температура зимой внутри была чуть ли не минусовой! 


Коренная жительница Уллы — живой свидетель трагической судьбы архитектурной жемчужины. Местные хорошо запомнили, как в период богоборчества молодые люди сбрасывали кресты с куполов.

— Говорили им, дорогие, не трогайте, не оскверняйте святыню, — со слезами рассказывает собеседница. — Все они умерли в молодом возрасте.

Сегодня молодежь воспитывают по-другому. В храм регулярно приходят учащиеся Улльского государственного колледжа им. Л. М. Доватора, в том числе и ребята с особенностями развития. Ученики местной школы создали макет храма. Волонтеры «серебряного» возраста вместе с подростками проводят благотворительные акции, посещают больницу сестринского ухода, одиноких пожилых людей. 

У многих жителей агрогородка с храмом связаны важные семейные события. Во дворе храма крестили внучку Раисы Пистунович в 1995 году, когда церковь только-только начали восстанавливать из руин. Куполов к тому времени уже не было, внутри росли деревья.
Многие люди внесли свой вклад в возрождение храма, но и сегодня работы немало. Отец Родион указывает на обновленную в прошлом году звонницу, но в реставрации нуждаются и другие части строения.
Священник постоянно живет в Улле, а матушка Ольга с двумя детьми — в Ушачах, регулярно приезжает и помогает. Батюшка сам трудится на большом участке, более гектара, сажает овощи на продажу, зерно, управляется с мотоблоком. Подумывает о фермерском хозяйстве: на строительные работы нужны большие средства. Но как же ему удается находить источники финансирования сейчас, ведь у небольшого прихода постоянный костяк прихожан всего 10—20 человек? 


Поддержку оказывают в первую очередь местные власти, в том числе председатель райисполкома Галина Унукович. Помогают и со стройматериалами, и с транспортом. Никогда не отказывает в просьбах директор улльского колледжа Александр Пашкевич. 

Кроме того, отец Родион также выполняет послушание в епархиальном паломническом центре «Одигитрия», созданном в мае 2016 года при Витебской епархии. Во время паломнических поездок он познакомился со многими верующими людьми, которые решили поддержать строительство храма. Священник терпеливо собирал драгоценные реликвии — иконы с частицами мощей святых. 

— Из Карелии нам передали частицу мощей святого Александра Свирского, — показывает некоторые отец Родион. — Также святого Антония Дымского из Тихвинской епархии, многих других святых.

С особенным чувством батюшка берет в руки икону святого праведного воина Феодора Ушакова, привезенную из Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря в Мордовии. И обращает наше внимание на надпись: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».

— Все зависит от сердец людей, — просто говорит он. — Труды помогают спасаться. Времена сейчас тяжелые, враг пытается разделить нас. А должно быть единство, как у Святой Живоначальной Троицы: один Бог, одна вера, одно крещение.

yasko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter