В 2019 году Англия выйдет из ЕС: почему еще не оформлены условия Brexit?

Мэй между двух огней

Вся минувшая неделя в Европе прошла под знаком Brexit. Сроки, когда Лондон должен будет покинуть ряды участников ЕС, приближаются, а сделки, которая оформит условия «развода», все нет. Напомним, до часа Х остается всего полгода: 29 марта 2019 года в интеграционном объединении под названием Евросоюз станет на одного члена меньше.

фото yle.fi

Однако очередной саммит, посвященный европейско-британскому разводу, который проходил на минувшей неделе в Зальцбурге, не принес никаких результатов. Тереза Мэй покинула континент ни с чем, крайне недовольная своими европейскими партнерами. Впрочем, и в Брюсселе не скрывают своего раздражения позицией Лондона. Если раньше стороны старались избегать взаимных колкостей и держаться в рамках приличий, то теперь это делать все сложнее.

В июле британское правительство опубликовало так называемую «Белую книгу» — подробный план того, на каких условиях должна быть заключена сделка по Brexit с точки зрения официального Лондона. Если вкратце, то британские власти хотели бы сохранить зону свободной торговли с ЕС, но при этом ограничив свободу перемещения для физических лиц. Иными словами, товары между ЕС и Великобританией должны перемещаться как раньше, без границ, досмотров и ограничительных пошлин, а вот кого впускать на свою территорию, Лондон желает решать сам. Тем самым Соединенное Королевство хочет оградить себя от нежелательных гостей — беженцев и трудовых мигрантов из бедных стран. Собственно, в свое время именно миграционный вопрос был одним из главных камней преткновения, побудивших Лондон на референдум о выходе из ЕС.

Брюссель подобный подход не устраивает. Здесь справедливо указывают на то, что Лондон хочет сохранить в силе только выгодные для него условия нахождения в зоне свободной торговли. Поэтому ЕС настаивает, что если Британия желает сохранить зону свободной торговли, она должна соблюдать все условия, включая свободу перемещения не только товаров и капиталов, но и людей.

Еще одним камнем преткновения является ситуация в Северной Ирландии, где опасаются появления полноценной границы с Республикой Ирландия в случае жесткого Brexit. Если это произойдет, то политическая обстановка в регионе может серьезно осложниться. Ольстер наравне с Шотландией в большинстве голосовал против выхода из ЕС. К слову, шотландский премьер Никола Стерджен не упустила случая покритиковать Терезу Мэй за ее неспособность найти общий язык с ЕС. Шотландские сепаратисты, доминирующие в местном парламенте, уже угрожали провести новый референдум о выходе из состава королевства в случае Brexit. Впрочем, вряд ли они реализуют эту угрозу в ближайшем будущем, ведь членство в ЕС вне Великобритании им вряд ли светит из-за позиции Испании, страдающей от каталонского сепаратизма и поэтому ревностно относящейся к сепаратистским устремлениям и в других странах.

Тереза Мэй, таким образом, оказалась меж двух огней. Она не может не учитывать, что на референдуме по Brexit голоса британцев разделились примерно поровну. Поэтому наиболее приемлемым и компромиссным вариантом для британского правительства был бы мягкий вариант, с сохранением максимально прозрачных границ и доступа для британских товаров на европейский рынок. Однако Мэй не может согласиться и на европейские условия, по сути, обессмысливающие саму идею выхода из ЕС.

Что касается ЕС, то его жесткая позиция связана с тем, что в Брюсселе, по большому счету, заинтересованы в максимально некомфортном и скандальном для Британии формате Brexit. Сам прецедент выхода одного из основных участников союза для ЕС крайне неприятен. На фоне усиливающегося евроскептицизма (например, в Германии правопопулистская АдГ бьет очередные рекорды популярности) Брюсселю важно показать, что выход из ЕС несет больше проблем и издержек, нежели выгод.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter