Источник: Знамя юности
Знамя юности

Cкрипачка Маймуна: «Уверена, белорусские скрипки пользовались бы спросом»

Маймуна: уверена, белорусские скрипки пользовались бы спросом

В прошлом первая скрипка Президентского оркестра, Маймуна сейчас выступает с Белорусским государственным академическим музыкальным театром. Она играет на мастеровом инструменте 1840 года. Мы встретились с артисткой, чтобы узнать, в чем уникальность скрипок Страдивари, какие инструменты подойдут для обучения в музыкальной школе и нужно ли нашей стране собственное производство.

– Важно ли, на каком инструменте ребенок начинает играть?


– На стадии ознакомления с миром музыки главное, чтобы инструмент был удобный, а значит, качественный. Важна правильная постановка рук – все, на чем будут основываться звукоизвлечение и техника исполнителя в дальнейшем. Естественно, для новичка нет необходимости приобретать что-то дорогое с особым звучанием. Первый инструмент – учебное пособие. Я окончила музыкальную школу № 1 Могилева. Быстро росла, поэтому скрипку приходилось менять довольно часто. Первую, четвертушечку, мне выписали на складе в школе. Точно не вспомню, но, кажется, она была российского фабричного производства. Первая целая скрипка появилась у меня уже в 15 лет – достаточно качественная, моя первая мастеровая, сделанная под заказ в единичном экземпляре. Ее мне выдали в лицее, который позже был переименован в Могилевскую гимназию-колледж искусств. 

– Если бы сейчас вам пришлось отыг­рать на ней концерт… 

– Вышло бы неплохо. Думаю, не все зрители заметили бы, что это не моя «родная» скрипка. Это был очень хороший инструмент, но без истории. Скрипки с годами становятся более ценными, конечно, если на них постоянно играют. Нынешняя акустическая, произве­денная в 1840 году немецким мастером Кайтелем, по­явилась у меня в 11-м классе. Вначале взяла ее на месяц, чтобы послушать, как она звучит в зале, как я себя чувствую с ней на сцене. Она очень быстро стала частью моего тела – продолжением руки. 

– С XIX века, когда была выпущена ваша скрипка, технологии значительно шагнули вперед…

– Да, на сцену «Евровидения» в 2015-м я вышла с электронной скрипкой (ее специально для меня сделала одна американская компания. Но она лишь элемент яркого шоу. Если сравнивать электронику и акустику, то я однозначно за второе. Деревянный инструмент – живой, звучит тепло и тембристо. Обладая должным уровнем мастерства, можешь его приласкать, и он отдаст тебе качественную мелодию. В случае с электронной все зависит от звукорежиссера. 

– Во сколько обойдется хороший инструмент? 

– Смотря для чего. Недавно покупала для племянницы фабричную скрипку в магазине музыкальных инструментов. Она китайская, но изготовлена по немецким лекалам. Стоила около 500 долларов в эквиваленте – отличный вариант для начала. Если говорить о мастеровых, профессиональных инструментах, то за них придется выложить от трех тысяч у.е. 

– В чем секрет скрипок Страдивари? 

– Мастер всю жизнь стремился к идеальному инструменту: выводил новые формулы лака и отделки дерева. Сохранилось около 650 его скрипок, некоторые из них продаются на аукционах, с другими выступают звезды мирового уровня, например, Спиваков. В чем их секрет, точно сказать не могу – пока в руках не держала. Конечно, мне было бы интересно ее почувствовать. Но я прекрасно осознаю, что сама по себе она не зазвучит. Процентов 70 успеха – в руках скрипача. 

– А если бы в нашей стране стали выпускать скрипки, они бы пользовались спросом? 

– У нас уже налажено производство – есть несколько мастеров, выпускающих штучный продукт. Если вы имеете в виду открытие мануфактуры, то, думаю, это не было бы лишним. Ведь интерес к музыке у молодежи достаточно высокий. Уверена, наши скрипки пользовались бы спросом у начинающих артистов. 

odubrovsk@sb.by

фото из личного архива Маймуны
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter