Все направления в приоритете
Отметим, что это первое интервью, которое Петр Пархомчик дал в качестве вице-премьера, поэтому первый вопрос журналиста касался приоритетов среди курируемых им сфер деятельности:— Важен коллективный результат по всем направлениям, — подчеркнул он. — Очень серьезные задачи стоят перед нефтеперерабатывающей промышленностью: мы завершаем большое количество инвестпроектов («Нафтан», Мозырь, «Белшина», «Гродно Азот», «Могилевхимволокно»).
Конкретизируя реализацию инвестпроекта в ОАО «Белшина», Петр Пархомчик отметил, что для этого предприятия по выпускаемой здесь продукции сложилась прекрасная конъюнктура на рынке, поэтому важно не упустить момент, нарастить объемы производства и занять свое место под солнцем.
Что касается лесной промышленности, где также есть реализованные инвестпроекты, которые должны выйти на эффективность, то тут профильный вице-премьер напомнил: такие проекты есть в Светлогорске и Добруше.
— И так по любому направлению — все важно для нашей страны, — особо подчеркнул Петр Пархомчик.
Прибавка в килограммах, тоннах, кубометрах…
Обращая внимание на привычную ему сферу деятельности — промышленность, — он отметил позитивную динамику работы:— По результатам 6—7 месяцев она хорошо сработала. Ставится задача сохранить темпы, конъюнктура рынка складывается благоприятная, это видно по складам — они не растут, а находятся практически на одном уровне: то есть все то, что мы сегодня производим, успешно реализуется.
Отвечая на вопрос о реализации продукции ОАО «Белшина», Петр Пархомчик отметил, что приоритетным рынком сейчас для этого предприятия является российский:
— Известные компании ушли с российского рынка, понятно, кто-то должен это место занять, и, конечно, было бы хорошо, чтобы это была наша «Белшина».
По его убеждению, есть возможность вернуться на этот рынок, серьезно заявив о себе, в том числе в поставке крупногабаритных шин. Речь о проекте, реализуемом «Белшиной» для крупных тягачей, как, например, карьерных самосвалов марки БЕЛАЗ.
Вместе с тем есть и узкие места, которые будут находиться в поле зрения профильного вице-премьера на особом контроле. Петр Пархомчик пояснил:
— Не все наши отраслевые министерства и концерны сработали с положительной динамикой к уровню прошлого года. Есть положительная динамика у лесной отрасли, хорошая динамика у обрабатывающей промышленности. Нужно подтягиваться нефтеперерабатывающей промышленности, есть вопросы к легкой.
Вместе с тем он обратил внимание на жесткую задачу, которая стоит перед каждым коллективом и отраслью:
— Добавлять, притом в килограммах, тоннах, кубометрах и также в денежном выражении.
Профильный вице-премьер сообщил, что с отраслевыми концернами и министерствами определены все планы по достижению нужной цели:
— Как сказал Президент, только добавлять, только наращивать и решать задачи, которые стоят перед страной. Есть все предпосылки, чтобы справиться с этой задачей.
Европейские производители хотят сохранить связи
Отвечая на вопрос об оценке по перестраиванию отечественными предприятиями логистических цепочек, вице-премьер подчеркнул, что данный вопрос решаемый:— На сегодняшний день есть много направлений, которые отработали. Но вопрос немножко сложней.
По словам Петра Пархомчика, традиционная логистика транспортировки (вне зависимости от грузов) изменилась — составляющая логистики выросла в цене:
— Понятно, что покупатель, который приобретает товар в своей стране, привык к определенной цене. И когда к ней добавляется более значимая стоимость логистики, конечно, у него возникает много вопросов.
По его мнению, это временной лаг. Покупатели дальней дуги уже начинают привыкать к новому порядку цифр. В качестве примера он привел недавнюю поставку тракторов Минского тракторного завода в Зимбабве в количестве 1300 единиц. Есть и другие примеры, о них вице-премьер также не преминул рассказать:
— Дополнительно мы заключили поставку в эту страну 131 пожарной машины Минского автомобильного завода, выпущенной совместно с «Пожснабом» (Борисов). Сейчас рассматривается очень крупная поставка тракторов в Южный Судан. То есть мы находим решения.
Также Петр Пархомчик обратил внимание и на тот факт, что европейские покупатели, несмотря на введенные в отношении нашей страны санкции, продолжают сотрудничать, даже несмотря на определенный риск. По понятным причинам спикер ограничился примером страны, без указания конкретных предприятий:
— В Болгарию была поставлена продукция, и она значима для нашей страны.
Он констатировал тот факт, что европейский покупатель пытается сохранить отношения с нашей страной, несмотря на все политические заявления своих лидеров:
— Бизнес продолжает сотрудничать, искать пути-дороги, по которым бы поставлялись комплектующие в нашу страну и точно так же из Беларуси поставлялась конечная продукция. Они не хотят терять те связи и теплые отношения, которые были установлены на протяжении последних 30 лет, и это подтверждается по многим поставщикам.
Он высказал уверенность, что в западных странах последствия санкций также аукнулись, чему бизнес не рад и противостоит им по-своему:
— Наверное, у них наступили не самые лучшие времена, и они в определенной степени начинают рисковать, но выбирают пути решения этих вопросов.
Экспорт растет
Что касается российского рынка, который с введением санкционных ограничений Западом стал основным потребителем белорусской продукции, то тут Петр Пархомчик подчеркнул:— Мы очень хорошо прибавляем в экспорте нашей продукции. По итогам шести месяцев было увеличение в 1,3 раза. Задание скорректировали: поставлена задача добиться увеличения экспорта в 1,4 раза.
По его словам, сложились очень хорошие отношения с КАМАЗом, при этом выработана программа, согласно которой белорусские предприятия получают дополнительную загрузку на продукцию, которая требуется для завода.
— Примерно то же произошло с питерским тракторным заводом, которому тоже потребовалась наша поддержка и помощь. Мы долго не могли договориться с «Ростсельмашем». Это компания, которая производит альтернативную продукцию нашему «Гомсельмашу». Но и здесь нашли точки соприкосновения. По 50 комплектов наших комплектующих, которые используются для производства комбайнов, будут использоваться на комбайнах «Ростсельмаша», — сообщил профильный вице-премьер.
Помимо этого, белорусское предприятие БАТЭ, поставляющее компоненты КАМАЗу, также увеличило поставки в 1,5 раза.
— Мы глубже пошли, не просто поставляем какие-то комплектующие, — продолжил он. — Сегодня есть целая программа по унификации грузового транспорта, который производят МАЗ и КАМАЗ. Мы говорим, что лучше кооперироваться и создавать определенные узлы в Беларуси, отдельно создавать на КАМАЗе в Российской Федерации и обмениваться.
Электротранспорту — зеленый свет
Продолжая тему машиностроения, Петр Пархомчик сообщил, что с сентября завод «БЕЛДЖИ» начинает работать на полную мощность.— Нам удалось с нашими китайскими партнерами снять практически все вопросы, и с сентября завод начинает работать на полную мощность. Я проводил видео-конференц-связь с нашими партнерами, они подтвердили все необходимые машинокомплекты по этому году. Мы будем продолжать работу в этом направлении, — подчеркнул вице-премьер.
Он также добавил, что вопросы создания легкового автомобиля отрабатываются и с Российской Федерацией:
— Обсуждаем дальше тему легкового автомобиля. Там есть вопросы. Мы тоже хотим обладать этими компетенциями. Очень много точек соприкосновения, которые в ближайшее время будут обсуждаться и находить решения. Есть предложения с иранской стороны по легковому транспорту. Создана рабочая группа наших специалистов, включая госсектор и частные компании, которые отрабатывают легковой автомобиль. Понятно, что это будет электрокар или гибридное исполнение. Основное направление — электротранспорт. Думаю, в ближайшее время подробно об этом расскажем, — резюмировал вице-премьер.
anufrieva@sb.by