Мальчиши-плохиши

Исключить хулигана из школы можно только с 15 лет
Исключить хулигана из школы можно только с 15 лет

Драки между детьми — обычное дело. Ну кого в детстве не дразнили, не караулили за углом дома, не прятали портфель в туалете? С первого класса решался стратегический вопрос: «против кого будем дружить». Что изменилось? Дети остаются детьми. Но вот конфликты между ними теперь пытаются решать не учителя, а родители, требуя исключать трудных подростков.

Конфликтующие стороны

В одной из минских школ 5–й класс в полном составе не пришел на занятия. Понятно, если бы в кино убежали. Однако пятиклашек не пустили на уроки мамы и папы, считая, что жизни их детей угрожает одноклассник, который, как они пишут, «изо всех сил бьет их руками и ногами по спине и голове». В стиле милицейского протокола родители перечисляли преступления Кости: «избиение», «травма головы», «нанесение телесных повреждений» и даже «удар в живот учителя». Причем «серийный маньяк» Костя — маленький худенький мальчик в очках. Он неплохо учится. Но иногда действительно неадекватно реагирует на замечания учителей и слова одноклассников...

Раньше детские конфликты, как правило, не выходили за порог учебного заведения. Нынче в каждой школе и психолог, и социальный педагог, а в редакционной почте — письма от родителей с просьбой разобраться в ситуации.

Обращение из Орши (28 подписей) — как сводка с линии фронта: «В 6–м классе по инициативе Николая и Тимофея были организованы драки, после которых дети лежали в больнице... Тимофей стал учить детей курению и токсикомании... У детей стресс, они отказываются ходить в школу».

Возникает вопрос: а что же учителя? Неужели не смогли справиться с малолетними хулиганами?

— Родители начинают вмешиваться в школьные конфликты тогда, когда их не могут или не хотят решать педагоги, — уверен председатель Белорусской ассоциации директоров школ, директор барановичской гимназии N 3 Владимир Разумович. — Если возникает ссора между учениками, я бросаю все дела. Кстати, как раз сейчас иду мирить пятиклассников. Папа одного из учеников, военный офицер, решил после уроков «по–военному» поговорить с одноклассниками сына, которые чем–то обидели его мальчишку. А учительница в этот момент вышла из класса. Теперь мне звонят родители и возмущаются, почему чей–то папа запугивает детей. Такова школьная повседневность. Но нужно искать компромисс, а не становиться на защиту одной из конфликтующих сторон. Если ребенок не ужился в одном классе, предлагаем ему выбрать любой другой. При этом спрашиваем у ребят, согласны ли они принять его в свой коллектив.

Руки прочь!

Впрочем, Владимир Разумович замечает, что и учителя часто не готовы к работе с трудными детьми. Наслушавшись историй о том, как ученик на глазах у одноклассников ударил педагога, решают: вникать в разборки подростков — себе дороже. «Именно учитель нынче абсолютно беззащитен — от посягательств на его честь и достоинство со стороны избалованных и уверенных в своей полной безнаказанности детей, — считает председатель парламентской Комиссии по образованию, культуре, науке и научно–техническому прогрессу Владимир Зданович. — Родители относятся к нему, как к наемному батраку, обязанному учить, воспитывать, кормить и оберегать их чадо, а кроме того, молча выслушивать все претензии. В правах, обязанностях и ответственности ученика, учителя, да и родителей должны быть соблюдены разумные пропорции. Не так, как сейчас: до 18 лет у ребенка есть только права и практически никаких обязанностей».

Педагог не имеет права ни при каких обстоятельствах прикасаться к ученику, удалять его с урока, пускай тот хоть на голове стоит, нецензурно ругается и срывает урок. Максимум, что возможно, — вызвать директора, а тот уже будет разговаривать «по душам» с родителями. До инспекции по делам несовершеннолетних такие ситуации стараются не доводить, потому что страдает репутация школы и опять же... классный руководитель.

Инспектор тоже будет разбираться в первую очередь с родителями. До 16 лет подросток никакой административной ответственности не несет. Его могут сколько угодно задерживать в пьяном состоянии, за мелкое хулиганство, за вождение машины без прав, заодно отчитывать за систематические прогулы уроков... и каждый раз отпускать. Наказаны будут родители. И в прошлом году, к слову, почти 29,5 тысячи мам и пап получили штраф до 3 базовых величин (до 60 тысяч рублей) за злостное невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей и за совершение их чадами правонарушений.

Педагог приглашает к сотрудничеству

А что же психологи? Подводят методики или квалификации не хватает?

— Нельзя решить конфликт в одиночку, без участия родителей и классного руководителя, — такого мнения придерживается психолог новополоцкой СШ N 9 Лариса Бахвалова. — Бывает, что и учителя не хотят сотрудничать: мол, этот психолог два года назад диплом получил, а мне, педагогу со стажем, указывает, как с учениками общаться. Да и родители нечасто отзываются на просьбы вовремя встретиться и поговорить об их детях. Вот и затягивается решение вопроса. Случается, школьники уже давно помирились, а родители продолжают «воевать».

Между тем в российских школах решили взять на работу... милиционера. Он выслушивает жалобы на хулиганов, разбирается со злостными прогульщиками, курильщиками и мелкими воришками, выявляет родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей. При этом милиционер не должен внушать страх. Пугают по–прежнему кабинетом директора. И хотя психологи поначалу сомневались: мол, в детской психологии инспектора мало что понимают. Однако директора признали, что школьники стали реже организовывать «крестовые походы» против одноклассников.

Начальник управления социальной и воспитательной работы Министерства образования Георгий Бутрим считает, что можно обойтись и без правоохранительных органов. Просто школа должна научиться сотрудничать с родителями, а не делить обязанности: кто учит, а кто воспитывает. Тогда и школьный класс не будет превращаться в поле битвы, и конфликты между учениками — разрастаться до вселенских масштабов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter