Летом над Беларусью небо неожиданно “прохудилось”

16 сентября — Международный день охраны озонового слояОт тоненького слоя озона, большая часть которого находится в стратосфере на высоте от 15 до 40 километров, зависит существование всего живого на земле. Стратосферный озон поглощает часть биологически активного солнечного ультрафиолетового излучения и предохраняет организмы от его вредного воздействия. Это воздействие выражается в поражении кожи и слизистых оболочек, подавлении иммунной системы. Уменьшение содержания озона в стратосфере приводит к росту количества раковых заболеваний и катаракты. При возникновении озоновых дыр в стратосфере одновременно может увеличиваться его концентрация в нижних слоях атмосферы. У земли озон, наоборот, работает как вредный загрязнитель воздуха. Окисляя органические вещества, он вызывает заболевания глаз и органов дыхания, способствует быстрой коррозии материалов и образованию смога. Кроме того, озон в тропосфере влияет на изменение климата.

Неудивительно, что в последнее время белорусские ученые, по словам директора Национального научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы Александра Красовского, стали более активно изучать озоновые дыры. За последнее время, по словам специалиста, ученые наблюдали два совершенно неожиданных явления. “Исследователям показалось, что с 1997 года озоновый слой над Антарктидой начал восстанавливаться, а большинство изменений климата были связаны с изменением течений в океане. Однако в сентябре—октябре прошлого года над Антарктидой образовалась самая глубокая и мощная озоновая дыра за все время исследования. Продержалась она практически до февраля. Второе событие касалось Беларуси. Вообще Скандинавия и Беларусь — “слабые места” Европы, над этим регионом озоновые дыры возникают постоянно, но, как правило, весной или осенью. А в середине нынешнего лета 17—19 июля над Беларусью появилась озоновая дыра и продержалась над нами почти неделю”, — рассказывает Александр Красовский. 
Причины необычных явлений пока не установлены. Одной из задач предстоящей экспедиции белорусских полярников в Антарктиду, начало которой запланировано на конец осени, станет детальное изучение озонового слоя и его влияния. “В Антарктиде такие исследования будут гораздо эффективнее, так как там нет влияния антропогенных факторов”, — объясняет ученый.
Чем грозит и как защититься?
По словам Александра Красовского, озоновые дыры могут стать причиной трех видов рака кожи и катаракты. Однако эти заболевания имеют значительный латентный период — болезнь может проявиться через пять—десять лет после облучения ультрафиолетом. И рак, и катаракта могут возникнуть от десятка причин. Как рассказал  заместитель директора Национального научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы БГУ, участник 52-й Российской антарктической экспедиции Леонид Турышев, количество случаев рака кожи удваивается каждые десять лет. Это связано и с тем, что люди стали носить более открытую одежду, более активно загорать. “Вспомните зонтики, цилиндры начала прошлого века. Сейчас люди ездят в отпуск в Турцию, Египет, Таиланд, уровень ультрафиолетового излучения в этих странах сильно отличается от привычного. Еще один фактор риска — повсеместное распространение соляриев. Детям до 18 лет они вообще противопоказаны. Кроме того, распространено заблуждение, что солнцезащитные кремы — эффективная защита от ультрафиолета. Однако на самом деле эти кремы только меняют реакцию кожи, но не предотвращают рак. Поэтому в жарких странах рекомендуется “соблюдать сиесту” как местные жители — не загорать в полуденные часы.  Дети на пляже обязательно должны быть одеты — панамка, майка, шорты”, — дает рекомендации специалист. Леонид Турышев также рассказал, что в центре мониторинга озоносферы был разработан УФ-индекс, который характеризует степень опасности ультрафиолета по шкале от 1 до 10. Прогноз, характеризующий интенсивность ультрафиолетового излучения, на всю территорию Беларуси можно посмотреть на сайте http://ozone.bsu.by/ Там же можно найти много полезной практической информации. “Если вы плохо загораете, значит, вам нельзя это делать. Людям с первым и вторым типом кожи это вообще противопоказано. Тот же запрет распространяется на диабетиков”, — говорит Александр Красовский.
Как защитить себя от воздействия озоновых дыр в Беларуси и насколько они опасны? “Риск облучения в нашей стране существует в вегетативный период — обычно с апреля по сентябрь, — отмечает эксперт. — В большинстве случаев для защиты достаточно ходить одетыми. Зависит интенсивность ультрафиолета и от погоды — он поглощается облаками. Обычное стекло также уже преграда для ультрафиолета. В Беларуси опасность быть переоблученным существует за час до и час после астрономического полудня. Летом в Минске, к примеру, астрономический полдень — это примерно 12.50. В этот период желательно обезопасить себя от ультрафиолета, особенно это касается детей”.
Международные обязательства
Основная причина разрушения ознового слоя — хлорфторуглероды и бромфторуглероды, широко используемые в качестве хлад-агентов, вспенивателей, растворителей и пожаротушащих смесей. Беларусь в числе первых подписала Венскую конвенцию и Монреальский протокол, направленные на выведение из употребления наиболее озоноопасных веществ.
16 сентября исполняется 20 лет со дня подписания 24 странами Монреальского протокола, который Беларусь ратифицировала в 1988 году. По словам начальника отдела Государственного контроля за охраной атмосферного воздуха и озонового слоя Министерства природы и охраны окружающей среды Александра Бамбизы, Беларусь полностью выполняет взятые на себя обязательства. В республике не производятся озноразрушающие вещества (ОРВ). Потребление ОРВ, по словам специалиста, неуклонно сокращается и в 2006 году составило 3,6 процента от квоты потребления.
Сейчас разрабатывается программа по прекращению использования в республике озоноразрушающих веществ до 2030 года, сообщил Александр Бамбиза. По словам специалиста, выполнение первого этапа программы позволит снизить к 2010 году использование ОРВ в стране на 20 процентов. Сейчас наибольшее количество ОРВ в Беларуси применяется в сельском хозяйстве, торговле и промышленности. Например, в сельском хозяйстве озоноразрушающие вещества используются в качестве молокоохладителей. “Чтобы предотвратить их влияние на озоновый слой, старое оборудование по молокоохлаждению на многих предприятиях заменяется новым, озонобезопасным”, — подчеркнул специалист. Такая же работа проводится и на промышленных гигантах. Так, на новополоцком ОАО “Полимир” оборудование с озоноразрушающими веществами заменили установками, в которых в качестве хладагентов использован аммиак. “При этом новое оборудование эффективнее старого на 40 процентов”, — уточнил Александр Бамбиза.
Он рассказал, что первый этап сокращения потребления в Беларуси ОРВ был осуществлен в 1996—2002 годах. Тогда Глобальный экологический фонд выделил республике грант на сумму около 6,9 миллиона долларов. Средства были направлены на установку на ряде предприятий современного озонобезопасного оборудования. В частности, такая масштабная реконструкция коснулась Минского завода холодильников, что позволило ему беспрепятственно экспортировать свою продукцию без ОРВ в зарубежные страны. “Принятые в Беларуси меры позволили вывести из употребления более 600 тонн ОРВ и значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции”, — отметил Александр Бамбиза.
Если сегодня фреон из старых холодильников, выброшенных на свалку, все еще может нанести вред озновому слою, в будущем станет возможным откачивать озоноразрушащие вещества и использовать повторно, чтобы не наносить непоправимый вред атмосфере. На бытовом уровне мы пока не можем никак повлиять на выброс ОРВ, главная мера — реконструкция предприятий и закупка современного холодильного оборудования.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter