Легенда о Леоновиче. Этот летчик-истребитель сбивал в день по несколько вражеских самолетов

(Окончание. Начало в № 87.)

Иван Леонович не только очень быстро вошел в число самых отважных воздушных бойцов полка. Ему принадлежала и слава лучшего полкового разведчика. Самые сложные рейды с фотографированием важных объектов как в тылу врага, так и на его передовой выполнял именно он. 


Горячий март 1944-го

В июне 1943 года комполка Пилютов наградил Леоновича, совершившего 126 боевых вылетов, орденом Красного Знамени. Был он повышен и в звании — стал гвардии лейтенантом. К концу года на борту его Як-7Б нарисуют 8 звездочек: 6 ФВ-190, 1 Ме-109 и 1 Ю-88 были сброшены им с ленинградского неба.

В январе 1944 года летчики полка переучились на более совершенный и маневренный истребитель Як-9Д, который в умелых руках был настоящим карающим мечом для немецких асов. К радости Леоновича, фонарь самолета имел 64-мм бронестекло. Теперь любимая им лобовая атака будет не такой опасной. Иван и так уже имел три ранения.

Сменивший Пилютова на посту командира полка капитан Александр Дворник, имевший на своем счету всего три сбитых самолета, был от Леоновича в восторге. Вопрос, как ты это делаешь, он задавал ему не раз. В январе наградил Ивана орденом Красного Знамени и присвоил звание гвардии старшего лейтенанта. Но самым урожайным выдался для Леоновича март 1944 года: 12 лично сбитых самолетов плюс еще один уничтожен в паре с ведомым.


Начинались бои по освобождению Эстонии. 6 марта 1944 года шестерка Як-9Д под командованием Леоновича смело атаковала в районе Васк-Нарва 27 бомбардировщиков, летевших под прикрытием 6 ФВ-190. Иван сбил Ю-87 и ФВ-190, еще по одному Ю-87 уничтожили гв. младшие лейтенанты Орлов и Козлов. Налет был сорван: фрицы побросали бомбы куда попало и повернули обратно. Особенно радовался Леонович успеху Ивана Козлова, земляка-белоруса, уроженца Гомеля, с которым его связывала настоящая братская дружба. Круглому сироте, одинокому Ивану Леоновичу и письмо написать было некому. Два Ивана везде были вместе — и на земле, и в небе.

7 марта на высоте 5300 метров Леонович мастерски срезал тяжелый двухместный истребитель Ме-110, который рухнул на землю в 5 км восточнее Куремяэ-Кюля. 9 марта в районе Нарвы пятерка Леоновича атаковала сверху в лоб 18 бомбардировщиков, охраняемых 8 истребителями. Отличились оба Ивана: Леонович сбил Ю-87, а Козлов — Ю-87 и Ме-109. Козлов при атаке немного задержался с маневром: получил 55 пробоин в своем Яке и ранение в руку и лицо. Несмотря на это, он все же сумел дотянуть до своего аэродрома и успешно приземлиться без отказавших закрылков и тормозов. 10 марта на высоте 4500 метров четверка Як-9Д Леоновича (раненый Козлов остался на аэродроме) схлестнулась с 18 Ю-87 и 4 ФВ-190. Иван по привычке в лоб сбивает ФВ-190 и в паре с ведомым еще и Ю-87. Еще один Ю-87 срезает гв. младший лейтенант Ершов. Немцы не выдерживают стремительной атаки и бегут! Четверо побеждают 22!

Комполка Дворник после этих успехов доверяет Ивану Леоновичу 1-ю эскадрилью полка! Первое, что делает новоиспеченный комэск, это представляет 16 марта 1944 года Ивана Козлова за 32 успешных боевых вылета и лично сбитые три самолета к награждению орденом Красного Знамени.

Истребители Як-7Б 29-го гв. истребительного авиаполка на аэродроме «Плеханово», апрель 1944 г.

Боевые успехи молодого аса 

19 марта на вылетевшую на охоту четверку Леоновича, на свою беду, напоролись 6 немецких истребителей. Иван с ходу срубает ФВ-190, а Ме-109 ему удается только подбить. Через неделю 26 марта вся 275-я истребительная дивизия, главной ударной силой которой был 29-й гв. иап, участвовала в грандиозном воздушном сражении, которое развернулось в районе станции Вайвара. В 37 воздушных боях было уничтожено 54 (!) немецких самолета. Наши потери: 7 Як-9Д и 1 Р-40Е «Киттихаук». Пять раз в этот день поднимался в небо Иван Леонович, сбивший, как указано в донесении 275-й иад, ШЕСТЬ самолетов: 3 Ю-87, 1 ФВ-190, 1 Ме-109 и 1 Ме-110.

Как вспоминал после войны полковник Николай Минеев, который был начальником штаба 29-го гв. иап, а затем и 275-й иад, комполка Дворник вечером 26 марта собрал в летной столовой всех участников боя и под положенные сто грамм поздравил Леоновича с шестью сбитыми самолетами, один из которых стал 20-м на его боевом счету. Кстати, по действующему на тот момент положению о наградах к званию Героя Советского Союза представляли за 15 сбитых самолетов.

В апреле летчики 29-го гв. Волховского полка продолжали воевать в районе Нарвы, защищая Пе-2 276-й бомбардировочной дивизии от атак немецких истребителей. За успехи в мартовских боях 275-я Пушкинская истребительная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени. В этой награде есть и весомый вклад Ивана Леоновича.

21 апреля он вновь отличился: за один вылет уничтожил два Ю-87. 26-го числа Леонович сбивает Ю-87 и ФВ-190, 30-го — в одном вылете два ФВ-190, а 2 июня — еще один ФВ-190. На его боевом счету 28 самолетов: 13 ФВ-190, 8 сбитых лично и 1 в паре с ведомым Ю-87, 3 Ме-109, 2 Ме-110, 1 Ю-88. Леоновича представляют к званию Героя Советского Союза, о снайпере-асе пишут все газеты. «Ленинградская правда» с восторгом рассказывает о 26-м сбитом Иваном Леоновичем самолете. 1 июня «Красная Звезда» в материале «Победы ленинградских летчиков-истребителей» пишет о мужестве и отваге ведущего группы истребителей Леоновиче, сбившем в одном бою два самолета. Всего через пять дней «Красная звезда» вновь рассказывает о нем в статье «Боевые успехи молодого аса». По роковому стечению обстоятельств именно в этот день, 6 июня, случится трагедия, которая враз перечеркнет все его заслуги и подвиги.

Летчики, получившие звание Героя Советского Союза 2 ноября 1944 г.: П.Зюзин, А.Билюкин, И.Леонович, И.Тушев, Т.Литвиненко. Аэродром «Луостари».

По законам военного времени

В 29-й гв. полк поступило распоряжение на перегонку двух новеньких, только с завода, Як-9Д с аэродрома «Парголово», что севернее Ленинграда, на аэродром «Сиворицы», что недалеко от Гатчины. Комполка Дворник поручил это простое задание 1-й эскадрилье. Леонович вызвался выполнить его лично, взяв в напарники своего друга командира звена гв. лейтенанта Ивана Козлова. Во время перелета в Сиворицы (ныне Никольское) их самолеты столкнулись в воздухе. Як-9Д Козлова упадет в воду у самого берега Финского залива, летчик погибнет. Леонович сумеет сесть на вынужденную в районе Лигово, разбив при этом самолет и получив травмы средней тяжести. С места аварии его эвакуируют в Ленинградский военно-морской госпиталь. Тело Ивана Козлова будет найдено и похоронено 9 июня в Сиворицах (сегодня здесь находится аэродром Гатчинского авиационно-спортивного клуба), а в Гомель отцу Ивана Артему Николаевичу, проживавшему на улице Цветочной, 45, отправят похоронку.
Как и что там было, точно неизвестно, но Леоновича обвинили в воздушном хулиганстве, приведшем к тяжким последствиям: гибели человека и потере двух новых самолетов. По законам военного времени — это трибунал и в лучшем случае штрафбат. Но за Ивана вступилось не только командование полка и дивизии. 
Подключился к этому делу инспектор-летчик по технике пилотирования истребительной авиации отдела боевой подготовки 13-й воздушной армии Герой Советского Союза Пилютов, который обратился за помощью к командующему ВВС маршалу авиации Александру Новикову. Приговор военного трибунала был не таким жестким, как мог быть, — 12 лет исправительно-трудовых лагерей с отсрочкой исполнения наказания до конца войны. Такая удивительная форма наказания летчиков была тогда очень распространена. Подобную судимость имели и командиры полков, и даже дивизий! Осужденных понижали в должности, не представляли к наградам, исключали из партии, не засчитывали боевые вылеты и сбитые самолеты, не платили положенное за это денежное вознаграждение, не учитывали льготную фронтовую выслугу один день за три. Но главное — их оставляли в своих частях и давали шанс искупить свою вину в воздушных боях. Как рассказывал выдающийся советский ас, дважды Герой Советского Союза Арсений Ворожейкин (45 сбитых самолетов на его счету!), за войну он трижды был под трибуналом. Но после того как осужденный искупал свою вину, командир части писал ходатайство, учитывая которое военный трибунал пересматривал дело, снимал с летчика судимость, и все возвращалось на круги своя. Прошел через все это и Леонович. Как ни обидно, но из-за судимости было отозвано и его представление к званию Героя Советского Союза.

5 сентября 1944 года по приказу командующего ВВС Новикова 29-й гвардейский, 191-й и 196-й истребительные полки были переброшены с Ленинградского фронта на Мурманское направление для усиления 7-й воздушной армии Карельского фронта. 29-й и 196-й полки вошли в состав 324-й истребительной дивизии. Главная задача дивизии состояла в том, чтобы не допустить больших потерь бомбардировщиков Ил-4 из 113-й отдельной авиадивизии, которых здесь планировали применять днем, прекрасно зная, что из-за большой уязвимости от истребителей противника эти самолеты с осени 1941 года летали только ночью.
9 октября 1944 года ведущий четверки Як-9Д гв. старший лейтенант Леонович провел свой последний воздушный бой. 
В составе группы из 22 Як-9Д под командованием комполка гв. майора Дворника он вылетел на прикрытие группы из 54 Ил-4, летевших бомбить немецкие укрепления в районе Луостари. Леонович заметил на высоте 3000 метров два Ме-109, которые пытались незаметно подойти к нашим бомбардировщикам. Совершив стремительный маневр, он зашел со стороны солнца немцам в хвост и с дистанции 50 — 70 метров с одной очереди, как на полигоне, поочередно срезал оба Ме-109! Но на Ивана набросились еще четыре «мессера». В небе закрутилась огненная карусель. Ведомый Леоновича отстал, бой пришлось вести в одиночку. Не выдержав его фирменных лобовых атак, немецкие асы отступили. Наши бомбардировщики потерь не понесли, а получивший в бою ранение в лицо Леонович привел и посадил свой подбитый Як на аэродроме «Шонгуй». 
Комполка Дворник, сбивший в этом бою свой пятый за войну самолет, написал ходатайство на имя председателя военного трибунала с просьбой пересмотреть дело искупившего кровью свою вину Леоновича и снять с него судимость. Что и было сделано.
Эта добрая весть застала Ивана на знаменитом аэродроме «Луостари». Именно здесь на реактивном МиГ-15 после окончания летного училища осваивал азы боевого применения военный летчик Юрий Гагарин, будущий первый космонавт планеты Земля.

Темп или спешка? 

Маршал Новиков не забыл о своих летчиках-ленинградцах. Когда стала подходить к концу Петсамо-Керкинесская наступательная операция, он напомнил командующему 7-й воздушной армии о том, что было бы неплохо отметить отличившихся асов. Пожелание командующего ВВС выполнялось в невероятном темпе. 
В это трудно поверить, но пятерым летчикам-ленинградцам, в том числе и Леоновичу, звание Героя Советского Союза присвоили без оформления положенных наградных документов! Их делали потом, вдогонку, впопыхах! Невероятно, но представление к званию Героя на Леоновича комполка Дворник подписал 1 ноября, свои одобряющие резолюции на нем комдив 324-й иад и командующий 7-й ВА начертали только 4 ноября, в то время как указ Президиума Верховного Совета о награждении вышел 2 ноября!
Из-за этой спешки в наградных документах Леоновича тьма ошибок, оформлены они крайне небрежно. Перечисляя уничтоженные им самолеты, «потеряли» три, сбитых им лично, и еще один в паре с ведомым. К сожалению, полковая документация велась не на должной высоте, и, видимо, совершенно не случайно начальник строевого отдела и кадров полка был снят с должности и отправлен в пехоту — командовать стрелковой ротой.

В ноябре 1944 года 324-ю дивизию вывели в резерв, а затем перебросили в Подмосковье, в Лопасню (ныне г. Чехов). Воевать Леоновичу больше не довелось. И можно только гадать, сколько бы он еще сбил самолетов, если бы его отправили на фронт, в действующий полк.
24 июня 1945 года на Красной площади состоялся Парад Победы. Мало кто знает, составной его частью должен был быть и воздушный парад. Открывать его планировали пролетом флагманской группы в составе четырехмоторного бомбардировщика Пе-8, на котором должен был находиться командующий ВВС Герой Советского Союза главный маршал авиации Новиков, и четырех Як-9Д — истребителей эскорта. Новиков приказал, чтобы в его состав вошли лучшие летчики-асы 29-го гвардейского полка Герои Советского Союза гв. капитаны Федор Чубуков и Константин Коршунов и гв. старшие лейтенанты Иван Леонович и Петр Зюзин. Но вмешалась непогода, и принять участие в параде Леоновичу с товарищами не довелось.


Возвращение имени

После войны Иван Леонович продолжил службу в авиации, летая на том же Як-9. 13 января 1946 года он погиб в автомобильном происшествии, которое случилось у деревни Волосово, расположенной на старом Симферопольском шоссе в 9 километрах от Лопасни. В окрестностях этой деревни тогда базировался 196-й истребительный полк 324-й дивизии. Здесь, в Волосово, его и похоронили. Через 20 лет его останки зачем-то перенесли в братскую могилу на городское кладбище в Чехове. В 1969 году здесь установили памятник, а на мемориальной доске написали: «Герой Советского Союза ст. л-т Леонович». Вообще-то Леонович имеет имя и отчество, и старшим лейтенантом он никогда не числился — он был гвардии старшим лейтенантом. Удивительно, что в пояснительной записке к этому захоронению, датированной 14 июня 2014 года и подписанной представителями военкомата и Чеховской администрации, Леонович значится как Константин Иванович!

Братская могила в г. Чехове, где похоронен Иван Леонович.

Городом-побратимом Чехова является наш Копыль из Минской области. Хочется надеяться, что в год 75-летия Победы и столетия со дня рождения Ивана Леоновича, которое мы будем отмечать 14 ноября, копыльчане совместно с руководством города Чехова найдут силы и средства заменить мемориальную доску на его могиле. Тем более что на этой же доске надо исправить еще несколько ошибок. Указанный на ней как «ст. л-т Мальцев П.Ф.» на самом деле — красноармеец Мальцев Павел Федорович, а «Березин В.П.» — красноармеец Березин Владимир Павлович.

Имя Героя Советского Союза Леоновича не забыто в Беларуси, оно увековечено мемориальной доской на здании Фанипольской средней школы. В Дзержинске на аллее Героев сооружен мраморный обелиск с его именем. 20 апреля 2011 года замечательный коллектив минского ОАО «Коммунарка» установил на одном из зданий предприятия по улице Аранской, 18 мемориальную доску в память о работавшем здесь в 1937 — 1938 годах летчике-герое. 
фото александра кушнера

Многие из минчан каждый день проезжают мимо мемориальной доски на «Коммунарке». Гордитесь, не забывайте этого замечательного парня, нашего земляка, короля маневренного воздушного боя, нашего крылатого Харламова, по праву занимающего одно из первых мест среди лучших снайперов-асов мира.
Весьма символично, что на церемонии ее открытия от командования ВВС и ПВО нашей армии выступил один из лучших военных пилотажников, летчик-снайпер полковник Александр Кириченко, в свое время в числе первых в ВВС СССР освоивший самый маневренный истребитель мира — МиГ-29.

Николай КАЧУК, специально для «СБ».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter