Легенда о Леоновиче. Этот летчик-истребитель сбивал в день по несколько вражеских самолетов

Сегодня трудно найти человека, который хотя бы один раз не посмотрел увлекательный фильм о легендарном советском хоккеисте Валерии Харламове «Легенда № 17». В нем есть яркий эпизод, когда канадский хоккеист после сокрушительного разгрома со счетом 7:3 спрашивает у Харламова, забившего два великолепных гола: «Как ты это делаешь?» Точно такой же вопрос не стеснялись задавать выдающемуся летчику-истребителю Ивану Леоновичу после очередного сбитого им самолета самые именитые воздушные бойцы. 


Он имел не только особый, неповторимый, что называется, фирменный почерк аса, но и невероятные показатели результативности: семь раз сбивал по два немецких самолета за день, причем четырежды в одном вылете. Но и это не потолок его снайперских способностей. 
26 марта 1944 года он буквально потряс все ВВС Красной Армии, сбив за день 6 (!) самолетов: три истребителя и три бомбардировщика! 
За всю Великую Отечественную войну рекорд Леоновича смогли повторить только два летчика, еще четверо смогли уничтожить по пять самолетов за день. Не смогли этого сделать даже легендарные трижды Герои Советского Союза Покрышкин и Кожедуб. А из дважды Героев к одаренному белорусскому парню смог приблизиться только Николай Гулаев, который за день отправил в небытие пять самолетов люфтваффе.

Они были лучшими 

Ивана Леоновича можно по праву считать лучшим снайпером среди всех летчиков-истребителей белорусов, сражавшихся с гитлеровцами в годы войны. Тридцать шесть из них стали Героями Советского Союза, а Петр Головачев получил две Золотые Звезды. На счету Петра Яковлевича 30 сбитых более чем в 117 воздушных боях самолетов. По 30 лично сбитых стервятников имеют Герои Советского Союза Федор Архипенко и Андрей Кулагин. Но они, как и Головачев, провели в два раза больше боев, чем Герой Советского Союза Леонович. Всего в 50 воздушных боях Иван Семенович лично сбросил на землю 29 немецких самолетов плюс еще один в паре с ведомым летчиком. Не забыл я, конечно, и еще одного замечательного белорусского парня Александра Горовца, который за 9 сбитых в одном вылете бомбардировщиков Ю-87 посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Но он все же был героем одного подвига, как хоккеист Александр Мартынюк, забивший на чемпионате мира по хоккею сборной ФРГ 8 шайб за один матч. 

Кстати, в изданной в 1989 году в Вашингтоне книге «Сталинские соколы», посвященной лучшим советским асам, о Леоновиче написано без ошибок и с нескрываемым восторгом по поводу его невероятной результативности.

Как слесарь с «Коммунарки» летчиком стал 

Иван Леонович прожил короткую, полную тяжелых испытаний жизнь, которая, как и у Валерия Харламова, имевшего, кстати, звание майора, закончилась трагически — в автомобильной аварии на шоссе в Подмосковье. Судьба не баловала Ивана с малолетства. Не исполнился ему и годик, как умер отец. И можно только представить, через что пришлось пройти его маме, простой бедной крестьянке, оставшейся с четырьмя малолетними детьми на руках. Хлебал Ваня с братьями горюшко полной ложкой. Подорвав здоровье, рано ушла из жизни и мама. Но вывести детей в люди все же успела. Ивана уже в 17 лет приняли учеником слесаря на Минскую кондитерскую фабрику «Коммунарка». Здесь было царство сладостей, конфет и шоколада, таких желанных и недоступных в его горько-полынном детстве. Смышленый шустрый паренек быстро освоил профессию слесаря. Успевал не только работать, но и учиться: в минской средней школе № 36 и Центральном аэроклубе имени Василия Молокова. У Фаниполя, недалеко от его родной деревни, находился один из аэродромов аэроклуба, где с утра до ночи стрекотали двигатели учебных самолетов У-2. Они-то и поселили в душе Ивана неистребимый микроб летания.

Газета «Ленинградская правда» от 4 июня 1944 г.

В 1938 году он в числе лучших окончил аэроклуб, среднюю школу и, распрощавшись с дорогим его сердцу коллективом «Коммунарки», поехал учиться в Харьковскую авиационную школу инструкторов-летчиков. Она готовила инструкторов, или, как их еще тогда называли, летных педагогов, для аэроклубов и училищ Гражданского воздушного флота. Через год, по окончании школы, Леонович получил назначение на должность инструктора-летчика в Сталинградском областном аэроклубе. А там, совсем рядом, находилось знаменитое Сталинградское военное авиационное училище, готовившее летчиков-истребителей. Проносящиеся на огромной скорости, кувыркающиеся в небе юркие истребители И-16 лишили его сна и покоя. Вот она — его стихия! Написал рапорт на перевод в училище. Отказ. Написал еще один, снова отказ. Пришлось ему продолжать штопать небо, нарезая нудные круги с очередным курсантом на борту. В Сталинградское училище он так и не попал.

В ноябре 1940 года в Краснодаре была сформирована военная школа пилотов истребительной авиации. Создавалась она в сжатые сроки, уже пахло войной, и курсантов не хватало. Поступившую в Сталинградский аэроклуб заявку выполнить было некем. Воспользовавшись ситуацией, Леонович рванул в Краснодар, написал рапорт, был добровольно призван в армию и зачислен простым курсантом в первый набор местной авиашколы. С его опытом полеты, что на учебных самолетах УТ-1, УТ-2, УТИ-4, что на боевом истребителе И-16, давались легко. Учебную программу он прошел первым, с минимальным количеством провозных полетов. После окончания обучения вывод начальника школы полковника Николая Душутина был предсказуем: оставить Ивана Леоновича в школе в качестве летчика-инструктора. Опять двадцать пять! А он так мечтал о службе в настоящем боевом полку.


Когда приказ хуже приговора

После того как началась война, вышел специальный приказ, категорически запрещающий отправку на фронт летчиков-инструкторов из авиашкол. Это был приговор, сделавший совершенно несбыточной мечту Леоновича стать боевым летчиком-истребителем. До конца 1941 года Краснодарская школа подготовила и отправила в войска 561 пилота истребителя И-16.

А немцы продолжали наступать. В конце мая 1942 года Краснодарская авиашкола была эвакуирована в г. Пугачев Саратовской области. Отсиживаться в глубоком тылу было не в характере Леоновича. Решил пойти, что называется, ва-банк. И рискуя угодить под трибунал, добился своего. В июне 1942 года командир отделения Иван Леонович уже стоял в строю 381-го запасного стрелкового полка, дислоцирующегося в Пугачеве. Хоть в пехоте, но на фронт! Всего через месяц он уже воюет на Ленинградском фронте в составе 46-й стрелковой дивизии. Но пехотинцем он был недолго. Когда командир полка увидел его документы об окончании двух авиационных школ, то без промедления отправил Ивана в штаб ВВС Ленинградского фронта. Командующий авиацией фронта генерал Новиков не заставил себя уговаривать. Авиаполки несли большие потери, летчиков не хватало. С 23 августа Леонович в качестве пилота воюет в строю отдельной разведывательной эскадрильи ВВС 23-й армии. Наконец-то сбылась его мечта!

Эскадрилья имела целый букет самолетов: У-2, И-15,И-153,И-16. И на всех Иван летал с огромным желанием и нескрываемым удовольствием. В декабре 1942 года на базе эскадрильи сформировали 915-й смешанный авиаполк, который возглавил опытный летчик майор Апполинарий Соловьев. Он сразу же разглядел у Леоновича задатки будущего аса, поручая ему самые сложные задачи. Впрочем, не заметить его уникальную технику пилотирования было трудно. Невысокого роста, крепко сбитый, коренастый паренек, для которого не существовало тайн в летном деле, пользовался в полку огромным авторитетом. Особенно он вырос после того, как 23 января 1943 года Иван сумел на И-16 разделаться с «худым» — истребителем Ме-109Ф. Комполка Соловьев за 71 боевой вылет на разведку, фотографирование, штурмовку и сбитый «мессер» представил Ивана к ордену Красного Знамени. Но вышестоящее начальство решило наградить «зеленого» пилота орденом Отечественной войны II степени.

Вскоре весть об уникальном летчике-самородке докатилась до командования 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Лучшим истребительным полком, полком асов на Ленфронте считался 29-й гвардейский. Это был любимый полк генерала Новикова, руководившего ВВС на Ленинградском направлении в самые отчаянные дни 1941 — 1942 годов. Его летчики прикрывали не только ледовую Дорогу жизни через Ладогу, но и транспортные «Дугласы», вывозившие из блокадного Ленинграда самое дорогое — обессилевших от голода и холода детей. Имена летчиков этого полка знали тогда не только ленинградцы, их знала вся страна. Двенадцать Героев и одного дважды Героя Советского Союза воспитала эта прославленная часть. Лучшие из них возглавили полки и дивизии. Александр Новиков, который в апреле 1942 года стал командующим ВВС Красной Армии, не оставлял без внимания этот полк до самого конца войны. Словом, 29-й иап был как хоккейный ЦСКА в СССР: сюда попадали самые лучшие.

В небе Як-9Д. На таких истребителях Иван Леонович одержал большинство своих воздушных побед.

Дело было под Волховом 

В марте 1943 года Леонович был вызван в полк, который базировался на знаменитом аэродроме «Плеханово» в Волховском районе Лениградской области, на «смотрины». Видавшие виды асы, пощупав Ивана в небе, вынесли однозначный вердикт: наш! Более того, минуя должность старшего летчика, младшего лейтенанта Леоновича назначают командиром звена! Летчики полка, передав в соседнюю часть иномарки Р-40Е «Киттихаук», осваивали истребители Як-7Б. Так что повоевать Леоновичу на «американце», вооруженном 6 (!) 12,7-мм пулеметами, не довелось. Основная задача, которая стояла перед 29-м гв. иап, была, как всегда, стратегической — прикрытие железнодорожного моста на реке Волхов на дороге в Ленинград, Волховской ГЭС, города Волхов и воздушной трассы над Ладожским озером. Справлялся полк с этой задачей на отлично, за что получил почетное наименование «Волховский».

Заняв место в строю асов, Леонович обедни им не испортил и очень скоро доказал, что в нем не ошиблись. 16 апреля 1943 года в составе пятерки Як-7Б, которую вел известный ас гв. майор Андрей Чирков, Иван вылетел на прикрытие 6 штурмовиков Ил-2 из 943-го шап. Их внезапно атаковали 6 истребителей ФВ-190. Леонович среагировал молниеносно и совершенно неожиданно: резко развернулся и пошел на «фоккеров» в лоб! Казалось, что это равносильно самоубийству: у цельнометаллического ФВ-190 в носу была броня плюс летчика защищал огромный лоб двигателя воздушного охлаждения и 57-мм наклонное бронестекло фонаря кабины. Летчик деревянно-полотняного Як-7Б был совершенно «голый»: никакой тебе брони, тонкий фонарь из простого плексигласа, острый нос двигателя водяного охлаждения. Кроме этого, нашего пилота ждал жуткий встречный огонь из 4 20-мм пушек и 2 7,92-мм пулеметов с массой секундного залпа 5,45 кг! На что он мог ответить лишь одной 20-мм пушкой и двумя 12,7-мм пулеметами. Но помните, как невысокий Валерий Харламов отважно шел в лоб на мощных канадских защитников, этих кажущихся непреступными двухметровых верзил? И вдруг лишь в последнее мгновение он делал совершенно непонятное, неуловимое движение — и все: защитники недоуменно пожимают плечами, а шайба в воротах! Обладая филигранной техникой пилотирования, острым зрением, невероятными реакцией и чувством дистанции, Леонович точно так же шел на сближение, а затем неожиданно для немца нырял под «фоккера» и бил его в самое уязвимое место — топливные баки под летчиком. При этом он не только успевал открыть огонь, но и отвернуть, чтобы не столкнуться с врагом. На все про все секунды, доли секунд! Когда с земли со станции наведения увидели этот невероятный финт, то подумали, что его исполнил многоопытный Чирков. Немецкий самолет рухнул в Финский залив у Петергофа. А дальше было как в легендарном фильме «В бой идут одни «старики»: «Вот это да! Против всех законов физики!» Но честный и порядочный Андрей Чирков охладил восторженный пыл поклонников его мастерства: «Фоккера» завалил Леонович, я даже не понял, каким образом!» Леонович? Пришлось переписывать донесение.


Основной задачей 29-го гв. иап было прикрытие Волховской ГЭС, железнодорожного моста на реке Волхов на дороге в Ленинград. 

26 мая около 40 немецких бомбардировщиков под прикрытием 20 истребителей пытались бомбить наши войска у Шлиссельбурга. Гвардии младший лейтенант Леонович дважды в этот день поднимался на перехват и в своем фирменном стиле отправил на вечный покой ФВ-190 и пикирующий бомбардировщик Ю-87. Его новый успех не остался незамеченным: Ивана назначили на должность заместителя командира-штурмана эскадрильи. Надо отметить, что к Леоновичу очень тепло относился командир 29-го гв. иап Герой Советского Союза гв. подполковник Петр Пилютов. Легендарный белорус, уроженец села Лучин Рогачевского района Гомельской области прославился на всю страну еще в 1934 году, когда в качестве борттехника самолета Р-5, пилотируемого Василием Молоковым, участвовал в спасении челюскинцев. Именно Пилютов предложил использовать ящики, закрепленные на крыльях самолета, для перевозки людей, за что был награжден орденом Ленина! Молоков за 76 часов вывез не только 39 человек, но и всех имевшихся в экспедиции собачек, став одним из первых Героев Советского Союза. А сколько благодаря этому ноу-хау Пилютова в годы войны было спасено и вывезено на «большую землю» раненых белорусских партизан и детей! Имя Молокова носил Минский аэроклуб, который открыл перед Леоновичем дорогу в небо. Пилютов был одним из самых любимых летчиков командующего ВВС Александра Новикова. На его представлении к званию Героя Советского Союза Александр Александрович написал не сухую, казенную резолюцию — «достоин», а теплые, уважительные слова: «Очень скромный, но очень боевой и отважный истребитель — безусловно достоин». Петр Пилютов сыграет в судьбе Ивана Леоновича, когда с ним случится беда, очень важную, решающую роль.

(Окончание в следующем номере.)

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter