Куклы на взлетной полосе

Что хочется иметь взрослым людям для счастья?

Десятый, юбилейный Международный фестиваль театров кукол был адресован взрослой аудитории. Правда, там была парочка спектаклей для детей. Все же почему так?

С одной стороны, театры кукол уже давно пытаются доказать, что они вышли из детского возраста и работают без возрастных границ. С другой стороны, театральное искусство все чаще разговаривает со зрителем другим языком, совсем непривычным в обиходе. Этот язык необходимо расшифровать. Он может быть непонятен детям. Зато именно кукольный театр сегодня движется семимильными шагами. И в первых рядах наши кукольники.

Сцена из спектакля «Умка»

По традиции минский фестиваль в первую очередь приглашает с отчетом все государственные кукольные театры страны. Здесь блеск режиссерских имен, уже востребованных за пределами Беларуси: Алексей Лелявский, Евгений Корняг, Юрий Диваков, Олег Жюгжда, Игорь Казаков, Александр Янушкевич, Виктор Климчук. Можно сказать, национальная театральная школа, которой можно и нужно гордиться, потому что такого нет у ближайших и дальних соседей. 

С кукольниками России, Франции, Израиля мы неплохо знакомы. Испания, Болгария и Иран привезли свои спектакли впервые. Надо сказать, что вся зарубежная кукольная продукция отличается минимализмом формы, четкостью актерской работы, что позволяет понимать смысл без перевода с незнакомого языка. Этому есть простое объяснение. Многие спектакли гостей — штучный товар. У театра — один-два спектакля. С ними ездят по миру, показывая, уточняя, отрабатывая детали.

Наши репертуарные театры кукол существуют совсем в другом режиме. У нас есть планы по обслуживанию зрителей и количеству постановок. Актеры попадают на своеобразный конвейер, где происходят штамповка, повторы и невозможность сохранить особую эстетику и высокий художественный уровень. К чести и смелости наших кукольников, свой выбор, свою смелость, свой стиль мы стараемся сохранить и этим постоянно удивляем других.

Белорусская история, белорусские темы представлены Брестом в «Новой земле» и Могилевом в «Синей-Синей». Выпускник нашей Академии искусств Александр Янушкевич поработал в России, удостоился там престижной премии «Золотая маска» и вернулся домой, возглавив Брестский театр кукол. Игорь Казаков вместе с известнейшим кукольником Николаем Стешицем создали пронзительную сказку-сон для взрослых на основе рассказа Владимира Короткевича и собрали уже массу наград на всевозможных фестивалях.

Традиционно работает для самых маленьких зрителей в театре «Лялька» Виктор Климчук. Витебск привез нежную, добрую историю о том, что противостояние добра и зла, вражды и непонимания может быть приостановлено. Спектакль «Умка» о том, как надо в детстве закладывать нравственные ценности.

Байки русского Севера на основе фольклора и скоморошных традиций рассказали гродненцы в спектакле «Золотые лбы». На этот раз трудно похвалить театр Олега Жюгжды, так как к участию в фестивале они отнеслись без достаточной серьезности. Очень средний спектакль для поездок по району и невзыскательной публики, хотя и с забавными куклами.

Свободный художник, режиссер без театра Юрий Диваков поставил в Гомеле сатирическое стихотворение немецкого поэта Вильгельма Буша, которого считают одним из основателей комиксов. Недаром текст перевел знаменитый Даниил Хармс. Режиссер Диваков любит свои будущие спектакли сначала нарисовать. Признается: «Вот «Плиха и Плюха» я нарисовал». 

Такого, правда, в наших театрах никогда не было.

Продолжил открытия на кукольном поле Евгений Корняг. «Сестры Грайи» в Минском областном театре кукол «Батлейка» заявлены как мифы Древней Греции, но мало общего с ними имеют. Это потрясающая история о возникновении жизни на Земле, рождении Адама из ребра Евы, взаимоотношениях человека с богами, земными и небесными, о каменных громах, которые сметают человеческую толпу. Рассказ занимает семьдесят минут. В нем нет слов. Только сложная техническая партитура и замечательная актерская пластика.

Если бы существовало жюри, уверена, Гран-при достался бы молодечненцам, которые не избалованы вниманием критиков и редко приезжают в столицу на театральные показы. Мощная четкая режиссерская мысль способна творить чудеса.

В этот раз главный мэтр кукольного дела Алексей Лелявский показал два своих спектакля, сделанные на петербургской сцене. «Биография», созданная в содружестве с известнейшим сценографом Эмилем Капелюшем, превратила знаменитую андерсеновскую сказку «Гадкий утенок» в жестокую правду жизни. А еще он замахнулся на Вильяма нашего Шекспира, будучи уверен, что Шекспир — наш современник. Его Wanted Hamlet находится в диалоге с каждым из зрителей, споря, увлекая, провоцируя, заставляя думать и думать.

Закрылся фестиваль признанным шедевром минского театра «Пансион Belvedere». В нем смех, слезы, радость жизни, надежды на будущее. Что еще хочется иметь взрослым людям для счастья? Любовь, здоровье, теплую крышу, человеческое участие. В четыре фестивальных дня все это было на сцене и в зале.





Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
3.3
Загрузка...
Новости