Как Вадим Девятовский намерен поднимать легкую атлетику в Беларуси: интервью с главой федерации

Королева ищет себя

Путь Вадима Девятовского в кресло главы Белорусской легкоатлетической федерации запросто мог лечь в основу сценария какой–нибудь спортивной драмы. За последние несколько лет один из лучших белорусских метателей молота успел взлететь на олимпийские вершины, оказаться в центре допингового скандала, выиграть суд у ВАДА, а еще стать депутатом. Попутно едва не оказавшись у руля федерации хоккея. Стоит ли говорить, что столь ядреный коктейль событий в жизни сделал Девятовского как минимум неоднозначной фигурой? Кто же он сегодня? И чего ждать от его прихода белорусской королеве спорта, на долю которой выпало немало испытаний? Рассуждать на эти темы напрямую бессмысленно. В конце концов, наобещать Вадим, как и любой другой на его месте, может много, но судить все равно будут по тому наследию, которое останется после него. Поэтому в отличие от многих свежеизбранных руководителей, которые свою работу начинают с рассказа о приготовленных предшественниками неприятных сюрпризах, Девятовский тему «до того» с ходу очерчивает словами благодарности в адрес предыдущих руководителей. Соглашаясь тем не менее, что времена один из самых успешных видов спорта в Беларуси переживает далеко не лучшие и, чтобы поднять легкую атлетику, придется изрядно попотеть.


— Чтобы рассуждать о ситуации в нашем виде спорта, нужно вспомнить, что речь идет не только о федерации и результатах национальной команды. Легкая атлетика — это очень сложная система, включающая в себя и Олимпиады, и уроки физкультуры в школах. Все эти составляющие — чья–то зона ответственности. И одна из важных ошибок предыдущих лет была, как мне кажется, в излишнем доверии тем, кто отвечал за локальные процессы.

— Другими словами, ситуация там была пущена на самотек?

— Я бы не хотел кого–то обижать и искать виноватых. Тем более что не все так уж печально, как иногда преподносится. Результаты есть. Да, фундамент нынешних успехов Андрея Кравченко или Марины Арзамасовой закладывался десятки лет назад. Но они сегодня позволяют подтянуться новым поколениям. К слову, если бы не травма спины, то я и сам сейчас готовился бы к Олимпиаде в Рио, как Иван Тихон. И если бы не было провального выступления на минувших Играх, то, вполне возможно, сегодня все говорили бы, что в атлетике все хорошо.


— Но ведь эти неудачи были, а те, кого считали перспективными, до сих пор так и не оправдали авансов...

— После Олимпиады в Афинах Александр Рудских покинул свой пост, но те результаты, которые критиковали в то время, сегодня посчитали бы за счастье. И я понимаю, что и меня также будут судить по результатам, причем строго. Как ни крути, но в программе Олимпийских игр тягаться в популярности и престиже с легкой атлетикой не может ни один из видов спорта. Можно сказать, что атлетика — это важнейший имиджевый проект для любого государства. Но, похоже, это сыграло злую шутку с моими предшественниками: ставка в работе была сделана на то, что может дать результат прямо сейчас. Наверное, на то были причины и обстоятельства. Например, даже сейчас в штате Белорусской федерации легкой атлетики числятся четыре человека, которые получают зарплату в размере пару миллионов рублей и просто не способны закрыть все направления работы. Но долго так продолжаться не могло, и в конце концов запас прочности закончился.

— Как любой имиджевый проект развитие легкой атлетики требует серьезной государственной поддержки. Или она может зарабатывать сама?

— Если говорить обо всей системе легкой атлетики, которая затрагивает уровни вплоть до пресловутых уроков физкультуры, то она, конечно, никогда не выйдет на самоокупаемость. Но очень важно помнить, что эти затраты не только легкоатлетические. Во все времена наш вид, как, кстати, и спортивная гимнастика, был базой для всех остальных. Не говоря уже о здоровье нации. В СССР эта связь была очень прочной и высокие результаты в двух базовых видах автоматически тащили за собой весь оставшийся спорт. А что мы видим сегодня?.. В двухмиллионном Минске всего три легкоатлетические школы. И те в таком состоянии, что говорить стыдно. Мы сейчас хотим эту систему восстанавливать. Связать в одну цепочку тестирования в школьной программе, работу местных отделов спорта, областных федераций, УОР, студенческий спорт, к которому также немало вопросов. Всех, кто выполнил норматив на уроке физкультуры и потенциально может стать спортсменом, мы хотим включить в общий республиканский реестр и взять под опеку. Для детей перспектива попасть в эту систему, участвовать в тренировочных лагерях, получать экипировку, иметь возможность выезжать на соревнования будет отличным стимулом. Но одновременно необходимо мотивировать и тех, кто этот отбор проводит, — учителей физкультуры и детских тренеров. Сегодня нередко бывает так, что перспективных детей удерживают, чтобы решать собственные финансовые вопросы нередко ценой прогресса спортсмена. Это нужно исправлять. Думаю, система грантов и поощрений (в том числе и в студенческом спорте) эту проблему могла бы решить, и при поддержке одного из наших партнеров этот проект может быть реализован.

— Выходит, интерес меценатов все же есть?

— Я так скажу: если рационально использовать государственную поддержку и работать максимально прозрачно, понятно и полезно для спонсоров, то вполне возможно наладить эффективную систему развития нашего вида. Но важно понимать, что средства, которые государство или какие–то частные инвесторы вкладывают в легкую атлетику, должны приносить отдачу. А теперь вспомните: сколько зрителей собирается на чемпионате Беларуси по легкой атлетике?

— Как на открытой тренировке.

— И в этом мы видим большую недоработку федерации и собираемся вывести атлетику на качественно новый уровень популярности. Громко звучит? Наверное. Но иного пути у нас нет. Внутренние соревнования, во–первых, должны стать престижными и привлекать сильнейших спортсменов, а во–вторых, должны создавать максимальный комфорт для болельщиков. Чтобы люди с удовольствием приходили на стадион.

— Сделать это будет непросто...

— Мы ищем партнеров. Но одновременно пытаемся делать легкую атлетику привлекательной как для бизнеса, так и для зрителей. Важным шагом станет создание интернет–сайта, на котором найдется место как для рейтинга спортсменов, так и для возможностей интерактивного общения с ними, социальные сети, телевидение... Уже, например, в будущем году минский полумарафон вырастет до солидного международного уровня. С приглашением сильных спортсменов, с праздничной атмосферой и соответствующим промоушном. Кстати, солидный партнер для этого проекта уже найден. Но в любом случае начинать нужно со школ. И я говорю не о какой–то «принудиловке» или административном ресурсе. Мы собираемся проводить праздники легкой атлетики, приглашать ведущих спортсменов, тренеров, делать шоу–программы. Помимо всего прочего, это позволит просмотреть всех детей, а не только тех, которых нам рекомендуют. К слову, у нас при федерации теперь будет создан целый отдел, который займется детским и массовым спортом.

— Это будущее отдаленное. А результата будут ждать уже в Рио...

— Их будут ждать в первую очередь от спортсменов из группы «А», и эти люди, поверьте, не обделены ни вниманием, ни поддержкой. Стипендии, сборы, питание, фармакология... Хотя к количеству и качеству фармакологии вопросы есть и мы будем их решать. Но сразу хочу оговориться: речь идет не о каких–то запрещенных методах. Обычно слово «фармакология» у нас сразу приравнивается к допингу и от нее шарахаются как от огня. Хотя даже сохранение здоровья при запредельных нагрузках невозможно на хлебе и воде. Еще один важный момент — повышение авторитета Беларуси в Международной федерации легкой атлетики и привлечение в страну крупных турниров. В прежние годы с международным сотрудничеством и грантами, которые ИААФ выделяет (и всегда выделяла!) национальным федерациям на развитие атлетики, было немало вопросов. И эту ситуацию нужно не только исправлять, но сделать максимально прозрачной и эффективной. Не так давно к нам приезжал вице–президент Европейской федерации легкой атлетики Жан Грасия, очень продуктивным был диалог с играющим сегодня ведущие роли в легкой атлетике Сергеем Бубкой, в начале января планируется приезд президента Европейской федерации Хансьорга Вирца. Результаты этих встреч говорят о росте авторитета и реальности получения нашей страной крупных международных турниров вплоть до чемпионатов Европы. И лишь от нас зависит, сможем ли мы использовать этот шанс для того, чтобы в будущем вывести белорусскую атлетику на качественно новый уровень.

komashko@sb.by

Советская Белоруссия №227 (24608). Пятница, 28 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter