Кому шагать по карьерной лестнице

Какие требования предъявят к современному управленцу?

До сих пор краеугольным камнем продвижения по служебной лестнице было сочетание трех показателей: диплома, стажа работы и трудовых достижений. В Евросоюзе, Австралии, Канаде, Китае, в целом более чем в 130 странах системой координат стали национальные системы квалификаций, когда претендент на ту или иную должность должен подтвердить необходимый уровень компетенций. В 2014—2015 годах новые элементы национальной системы квалификаций согласно постановлению Совета Министров № 34 апробируются в Беларуси. О том, какие требования будут предъявляться к современному управленцу, «Р» рассказал один из разработчиков нового слова в системе квалификаций — ведущий научный сотрудник НИИ теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте кандидат технических наук, доцент Леонид ГАНЧАРИК:

— Это принципиально новый подход к работе с кадрами в государстве, причем подход международный. Во всем мире существовали квалификационные справочники профессий. Есть они в Беларуси и сейчас. Но жизнь изменяется гораздо быстрее, чем справочники. Появляются новые профессии, технологии и даже новые отрасли экономики. Зачастую устаревающие справочники тормозят развитие квалификаций. Нужны другие, более гибкие механизмы, создающие условия для непрерывного повышения человеческого потенциала и эффективного его использования и рассматривающие вопросы квалификаций более широко и емко.

Есть и второй момент, который вызвал необходимость менять подход к существующей системе квалификаций. Это несоответствие, так сказать, в системах измерений знаний, умений и навыков в вузах и у работодателей. Вузы преподают дисциплины, а при трудоустройстве интересуются наличием тех или иных компетенций, которые за учебной партой не освоишь! Во многом они формируются на рабочем месте.

Третье — несовершенство системы оценки перспективных кадров. Как с точностью определить, кто соответствует той или иной должности?

Во всем мире пошли по пути создания сертификационных независимых центров. Там, только получив сертификат, ты можешь претендовать на ту или иную должность. Уровни в рамках квалификации, а согласно мировым стандартам их восемь, содержат деление по всем ступеням управления, вплоть до министра. Каждому уровню соответствуют должности и компетенции, которыми нужно обладать. Причем компетенции делятся на управленческие и профессиональные. Например, редактор газеты должен быть процентов на 60—70 управленцем и лишь на 30—40 процентов профессионалом в издательской деятельности.

— Леонид Павлович, система квалификаций управленческих кадров разрабатывается под каждое направление экономики или будет универсальной?

— Проведенный академией анализ содержания работы руководящих кадров различного уровня позволил выявить компетенции, которые являются общими для всех отраслей и уровней управления. И в машиностроении, и в сельском хозяйстве, и в социальной сфере подход должен быть один. Не нужно придумывать свои управленческие компетенции в разных отраслях народного хозяйства. Это потребует дополнительного документооборота, стандартов, сертификаций и т.д. Мы определили универсальный перечень.

Другой вопрос, кто даст оценку на предмет соответствия этим требованиям? Постановлением правительства утверждено Примерное положение о секторальных советах квалификаций. Они создаются как координирующие и совещательные органы для обеспечения взаимодействия между представителями нанимателей и работников, учреждений образования и республиканских органов госуправления, осуществляющих деятельность в рамках конкретного сектора экономики или профессиональной сферы. Это люди-практики из всех отраслей экономики, именно они определят стандарты, которые необходимы тому или иному специалисту для соответствия конкретному уровню управления. Решения секторального совета квалификаций юридически утверждаются и принимают нормативный характер соответствующими документами Минтруда и соцзащиты. При советах будут созданы сертификационные центры, где можно будет получить сертификат соответствия. Это не как в вузе, где на диплом может претендовать и «троечник». Здесь, пока не доказал соответствие требуемому составу управленческих компетенций, сертификат не получишь.

Такова, в частности, практика нашей соседки Литвы. Там можно окончить любой вуз, но потом все равно потребуется идти в сертификационный центр: таково требование работодателя.

— Если, скажем, я могу изучить набор нужных мне компетенций за год-два, зачем мне идти в вуз и терять 4—5 лет? Потребуется ли внесение изменений в существующую систему образования?

— Потребуется. Ведь компетенцию, действительно, можно сформировать не только в вузе. Можно получить ее через самообразование и доказать это в сертификационном центре. Сертификат в данном случае выполняет роль пропуска на должность. В Кодексе об образовании такого понятия, как «неформальное обучение», нет. Хотя оно весьма популярно на Западе. Ведь ты можешь подготовиться сам, экстерном. К слову, в Академии управления создана дистанционная система поддержки самообразования с тем, чтобы постоянно формировать управленческие компетенции кадров непосредственно на рабочих местах. По каждой компетенции разработаны учебные материалы, практикумы, деловые игры, инновационные проекты, квалификационные карты и т.д.

Основные формы обучения на Западе — это курсы повышения квалификации. Причем точечные — по тем компетенциям, которые тебе необходимы для продвижения по служебной лестнице. И, думаю, в системе переподготовки, повышения квалификации и самообразования будущее именно за таким точечным подходом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter