Конкурс проводится по модели, соответствующей критериям премии СНГ за достижения в области качества продукции и услуг, и модели Европейского фонда менеджмента качества. Это позволяет предприятиям-участникам строить свой подход касательно менеджмента качества на принципах, применяемых зарубежными партнерами.
Модель премии включает две группы критериев: возможности, характеризующие роль лидера в организации, стратегию, партнерство и ресурсы, процессы, продукцию и услуги, а также результаты, достигнутые предприятием в отношении удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей, собственного персонала, внешних заинтересованных сторон и в основной деятельности. Премия присуждается по пяти направлениям деятельности: производство непродовольственной продукции бытового назначения, производство продовольственной и сельскохозяйственной продукции, производство продукции производственно-технического назначения (кроме вооружения и военной техники), оказание услуг и выполнение работ, выполнение работ и оказание услуг в области строительства. Что касается численности работающих, по этому критерию организации делятся на три группы: до 250 человек, от 250 до 1500 человек, свыше 1500 человек.
Определяют победителей в два этапа. На первом — по результатам проверки представленных материалов и путем проведения экспертизы на местах с применением оценки в баллах. Ко второму этапу конкурса — экспертизе на местах — допускаются организации, набравшие в результате экспертной оценки материалов не менее 250 баллов.
Если же организация хочет подтвердить звание лауреата, то ей необходимо как минимум продемонстрировать улучшение деятельности по сравнению с результатами, достигнутыми при предыдущем участии в конкурсе. Также важно участвовать в аналогичных конкурсах в СНГ и Европе, внедрять достижения в области качества и эффективный менеджмент, распространять передовой опыт.
Победители награждаются на специальной торжественной церемонии. Лауреатам вручают диплом и символ премии, предоставляется право использования в течение трех лет изображения эмблемы премии при маркировке продукции и на ее упаковке, в документации и рекламе. При этом сведения о победителях конкурса размещаются на сайте Госстандарта, а также включаются в ежегодно издаваемый каталог, который рассылается в представительства Беларуси за рубежом.
Владислав АЛЕКСАНДРОВ.