К открытию выставки в Нацхудмузее художник Виктор Альшевский провел большую ревизию в собственной мастерской

Художник строит башню

Его называют баловнем судьбы, получившим при жизни все, о чем рядовой представитель богемной среды может только мечтать. Государственные награды, документальные кинофильмы, выставки в лучших залах мира и просторная творческая мастерская в престижном Доме художника — творческая жизнь Виктора Альшевского уже несколько десятилетий является объектом пристального внимания. И все эти годы мастер не изменяет выбранному пути, продолжая писать эффектные и запоминающиеся, как он сам, картины. Часть из них художник представит сегодня на персональной выставке в Национальном художественном музее. Его «Точка отсчета» станет своеобразным отчетом о творческой деятельности в преддверии дня рождения — 21 сентября Альшевский отпразднует 65–летие.


Накануне этого события мы попросили художника вспомнить свои лучшие и знаковые работы.

— Искусство для меня — в первую очередь стремление к совершенству форм. В этом смысле любое творчество похоже на таинство рождения красоты. Источниками вдохновения для меня как художника всегда являлись красота женщины, которая и есть образ совершенства; красота музыки, где проявляется сама гармония и созвучие; красота формы. Поэтому выставочный проект «Точка отсчета», в котором я представлю 90 работ, будет состоять из нескольких разделов: «Музеи мира», «Мой Минск», «Фрагменты Вавилонской башни» и «Портрет современника». В основном это картины, созданные на протяжении последних 10 — 15 лет. Например, проект «Фрагменты Вавилонской башни» я начал в 2003 году. Он включает в себя 52 работы. «Мой Минск» писал где–то с 2011 по 2015 год: это около 20 произведений. Многие картины ранее не выставлялись, а некоторые проекты будут обновлены и дополнены.

«Спящая Ариадна», 2018 г.

— Эта работа — диптих из цикла «Музеи мира». Одна из самых свежих, до этого нигде не выставлялась. Вторая часть диптиха называется «Нить жизни для Тесея», ее я тоже закончил совсем недавно. Вообще с картинами, как с людьми, отношения складываются по–разному. Некоторые стоят в мастерской начатые или почти законченные, годами стоят. А иной холст можешь быстро, на одном дыхании сделать, всего за несколько дней. Была такая история с одним очень известным художником, чью картину купили за миллион долларов. Покупатель спрашивает: «А как долго вы над ней работали?» — «Три часа». — «Как же так? Я плачу миллион за три часа работы?» — «Но чтобы сделать ее за три часа, я потратил всю жизнь...» Поэтому я не могу точно сказать, сколько работал над диптихом. Первична идея, которая может формироваться и год, и два. И вот когда у меня есть идея, я собираю материал, осмысливаю его и только потом приступаю к работе. В среднем на все уходит около двух лет.

Нить Ариадны — это нить жизни для Тесея. Сама же дочь Миноса символизирует рождение новой жизни, которую она с помощью нити выводит в этот мир. Образом Ариадны и связанной с ней легендой я вдохновился во время одного из посещений Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Такие визиты меня как художника чрезвычайно волнуют, будоражат, из увиденного в конечном счете и появляется идея. То есть для меня поход в Лувр или Эрмитаж — не просто констатация моего присутствия в музее, это явление, которое формирует сознание.

«Минский Колизей», 2010 — 2011 гг.

— А эта работа — уже из раздела «Мой Минск», в который войдут около 20 картин, посвященных нашей столице. Моя задача в этом цикле — указать на архитектурные детали, через едва уловимые элементы зданий открыть красоту и уникальность наших построек. Есть в них какая–то глубина, понимание пропорций, которые связывают все элементы архитектурных деталей и рельефов в одно целое.

Для меня стадион «Динамо», который я называю минским Колизеем, — место святое и намоленное. На новом стадионе, к слову, побывать еще не удалось, но я видел репортажи по телевизору — после реконструкции «Динамо» не утратил своих масштабов и выразительности. Я хорошо помню, что, когда увидел стадион впервые (а случилось это в середине 1960–х, когда я приехал в Минск поступать в школу–интернат по музыке и изобразительному искусству), был поражен его мощью и величием. Наша школа в то время располагалась в районе Немиги, и я мог часами ходить по старым улочкам города. До сих пор свежи воспоминания о камнях, которыми были мощены улицы, и их блеске на солнце после дождя.

«Рифмы любви», 2017 — 2018 гг.

— Этот диптих из серии «Портрет современника» — посвящение моей любимой супруге Светлане. Она посвящает мне стихи, а я ей — свои произведения. Супруга — кандидат медицинских наук, доцент, но при этом пишет чудесные стихотворения, собирается выпустить сборник. Видите строки на портрете, окружающие центральный образ? Это строки из ее стихотворений.

Вообще, образ Светланы присутствует на многих работах. Но ей никогда не нравятся свои портреты. А я все не останавливаюсь, пишу, пытаюсь нащупать этот образ. Не знаю, сколько портретов еще нужно написать, чтобы ей угодить. Женская красота совершенна — и ни один художник, увы, не сможет передать на холсте внешнюю и внутреннюю силу женщины.

Картины из цикла «Фрагменты Вавилонской башни»

— Мне сложно выбрать здесь что–то одно. Я занимаюсь этим проектом уже 15 лет. Цикл «Фрагменты Вавилонской башни» включает в себя 52 холста разных форм и размеров, соединенных в большие треугольные конструкции. Каждая из этих работ — это результат осмысленных наблюдений, размышлений, накопленного опыта и профессионализма. Вавилонская башня — мифический образ стремления человека приблизиться к Богу, к безграничным знаниям. Ее разрушили, поскольку строительство бессмысленно. Тем не менее люди с древних времен возводят различные башни, в том числе и духовной культуры. И каждая цивилизация закладывает в нее свои кирпичики. Моя башня — это попытка объединить разные эпохи, народы, культуры и показать их взаимосвязь в пространстве и времени. Одна грань, к слову, выставлялась уже несколько раз и полностью готова, остальные еще собираю.

На выставке проект впервые будет представлен в полном объеме, но в разобранном виде — из–за размеров башни. Ее высота — 4,5 м, ширина по периметру — чуть более трех метров. Не знаю, что получится в итоге. Может, эту башню, как и Вавилонскую, мне никогда не суждено будет достроить.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter