Хроники индустрии развлечений: ламповый мир ретрогейминга

Хроники индустрии развлечений. Глава 2

Компьютерные игры давно стали полноценным культурным явлением. Ранние приставки подарили игрокам новый опыт, перенеся их из душных жужжащих залов с аркадными автоматами в удобные кресла перед телевизорами. Начиная с двухмерных платформеров с пиксельной графикой и заканчивая передовыми технологиями виртуальной реальности, игры открывали невиданные возможности, с головокружительной скоростью увлекая в свои миры. И сегодня хочу затронуть несколько знаковых проектов прошлого, которые оказали значительное влияние на современную индустрию развлечений.


Твоя принцесса в другом замке

В начале 80‑х годов масштабная рецессия накрыла индустрию компьютерных игр. Но с появлением к середине десятилетия приставки Nintendo Entertainment System (NES) начался видеоигровой ренессанс. Поскольку релиз консоли произошел вскоре после кризиса игровой индустрии, именно ей приписываются возрождение рынка и открытие третьего поколения видеоприставок.

Приставка от Nintendo поставлялась с большим пакетом игр, среди которых наиболее известная — Super Mario Bros. 


После успеха игры усатый водопроводчик стал несменным символом компании Nintendo и одним из самых популярных игровых персонажей в истории. Но предлагаю сразу пропустить часть про то, как Марио был придуман, как игра спасла Nintendo, всю игровую индустрию и превратилась в икону гейм-дизайна. Давайте сконцентрируемся на том, почему эта игра так хороша.

Яркие цвета, живописные локации Грибного царства, хорошо прописанный сюжет со спасением принцессы и небывалая подвижность главных героев (братьев Марио и Луиджи) выгодно выделяли игру на фоне конкурентов. По сути, Марио умел только бегать, прыгать и ломать головой кирпичи. На этом строился весь игровой процесс: от перемещения до битвы с врагами. И благодаря этой простоте каждый понимал, как работает игра всего через несколько секунд после запуска. Однако научиться действительно умело применять все тонкости было уже не такой простой задачей.

В играх до Super Mario Bros. существовало только две анимации прыжка: на месте либо вперед. Причем всегда на одно и то же расстояние. Более того, персонажи двигались с постоянной скоростью и останавливались, стоило только убрать палец от клавиши. Марио же ощущался на экране как реальный объект, имеющий массу. Разогнался? Водопроводчику потребуется несколько шагов для плавной остановки. Нужно перепрыгнуть препятствие? Разбегись. Прыжок при этом мог иметь самую разную траекторию. Благодаря этой инерции персонаж будто оживал, но игровой процесс все еще был завязан на двух кнопках.

Кроме этого, игра давала возможность игроку увидеть и сделать больше, чем он изначально ожидал. Марио может ходить только влево и вправо, однако любопытный игрок попробует выпрыгнуть за пределы игрового поля. И найдет там скрытые проходы в текстурах и секретные уровни! Пожалуй, отсюда берут начало так называемые пасхальные яйца, или попросту пасхалки, — секретные отсылки в играх, горячо любимые геймерами.

Успех подтолкнул Nintendo к созданию множества продолжений: оригинальная серия приключений импозантного итальянца насчитывает более 20 игр. С 1985‑го чем только этот усатый из Nintendo не занимался. Кроме своей основной профессии, Марио удалось попробовать себя в роли гонщика, строителя, официанта, тренера, врача и черт знает кого еще. Вот уж действительно на все руки мастер! 

Серия расширялась и обзаводилась сиквелами, приквелами, вбоквелами. Вселенная вокруг Марио тоже не стояла на месте, обрастая игрушками, анимационными телешоу, комиксами, аттракционами в тематических парках и прочими атрибутами крупных медиафраншиз. В общем, конвейер Nintendo не простаивал ни минуты.

Но наряду с общемировым признанием Марио столкнулся и с критикой. Франшиза не избежала обвинений в стимулировании агрессии: якобы водопроводчик слишком часто решает проблемы при помощи насилия. Впрочем, в наше время ничего особо не изменилось. Винить во всех бедах компьютерные игры у многих вошло в дурную привычку.

КСТАТИ

Дети 90‑х хорошо знакомы с приставкой Nintendo Entertainment System, а точнее, с ее неофициальным аппаратным клоном — Dendy. В свое время игровая консоль активно популяризировалась на телевидении и в журналах. Для Dendy было выпущено большое количество игр, в том числе многоигровых картриджей типа «99 в 1». Неискушенным игрокам постсоветской эпохи довелось пострелять уток в Duck Hunt, дать отпор террористам в Contra и помешаться на «Танчиках» еще до того, как это стало мейнстримом.

Бесконечная стройка


Пока усатый сантехник штурмовал замки и завоевывал сердца геймеров по ту сторону океана, в Советском Союзе в водовороте случайностей появилась игра, обогнавшая Марио по популярности. Эту простую и динамичную головоломку, прогремевшую на весь мир и чья история состояла из череды скандалов и судебных разбирательств, с детства знает буквально каждый. Тетрис вышел в 1984‑м для советского компьютера «Электроника-60» и путем копирования распространялся на 5,25‑дюймовых дискетах. Игра выглядела примитивно, но вполне работала. Фигурки падали, заполненные ряды исчезали… Кто бы мог подумать, к чему это может привести? Так, через друзей и знакомых за несколько недель тетрис завоевал популярность в Москве, а потом и во всем Союзе. В мире игра стала узнаваемой и расходилась как сенсационная новинка — первая игра из-за железного занавеса.

В тетрис играли и продолжают играть разные поколения, и при этом за 40 лет своего существования он практически не поменялся. Это все те же семь фигур, падающих в стакан с разной скоростью. Играть в тетрис одновременно очень легко и невероятно сложно. Обычно человек проигрывает из-за того, что не может справиться со слишком быстрым темпом игры. Однако основная проблема — Z-образные фигуры, которые вынуждают игрока оставлять пробелы в постройке. И даже если звезды сойдутся и поток фигур будет идеальным, все равно, как ни старайся, примерно за 70 000 ходов игрок проиграет. Вот такая жестокая шутка одной из самых популярных игр в истории.

Трудно поверить, но даже сегодня проходят «чемпионаты мира» по тетрису, в которых соревнуются сильнейшие игроки со всей планеты. Успех тетриса доказал, что для хорошей игры не нужен сложный геймплей или высокий уровень графики, а простая идея может превратиться в мировой хит и продолжит оставаться актуальной десятилетиями.

Тетрис считается самой распространенной игрой в мире. В него играют на пятидесяти языках и полусотне платформ, в том числе на смартфонах, плеерах, калькуляторах и даже осциллографах. Сложно, если вообще возможно, назвать такую вычислительную платформу, где бы не было этой игры. И именно благодаря популярности тетриса появились такие «убийцы» свободного времени, как Bejeweled, Candy Crush и Puzzle Quest.

Зеленые холмы

В ответ на расширение мирового влияния Nintendo и популярность Марио компания SEGA захотела создать своего маскота, который был бы таким же узнаваемым и уделывал по крутости усатого итальянца. После множества вариантов и идей на свет появился Соник — синий антропоморфный еж в кроссовках, который может развивать скорость реактивного болида.


Первую игру про Соника выпустили в 1991‑м, и она стала настоящим хитом. Разработчики взяли референс в виде Марио и возвели его концепцию в абсолют. Описать геймплей Sonic the Hedgehog можно тремя словами: «Марио на стимуляторах». Он был ярче, динамичнее и красочнее.

На презентации игры рекламщики Sega поступили хитро. Они поставили рядом две консоли: одну — со старой игрой Марио, а другую — с демоверсией игры про Соника. И дали детям вдоволь наиграться. А потом спросили, какая лучше. И само собой, 90 процентов опрошенных ребятишек честно отвечали на камеру, что понравился Соник.

Что же получили игроки, чтобы настолько полюбить никому не известную синюю пиксельную зверушку? Естественно, прежде всего скоростной геймплей, которого никто не видел до этого. Приставка проматывала уровень с такой скоростью, будто это не игра быстро идет, а игрок медленно смотрит. Синий ежик мчался как угорелый, и принимать решения игроку порой приходилось за доли секунды. К тому же Соник обладал инерцией, к которой тоже нужно было привыкнуть. Он ускорялся на склонах, замедлялся на подъемах и отскакивал от противников на большой скорости. Поговаривают, что медленная ходьба Соника намеренно делалась точно такой же, с какой водопроводчик бежал по своим уровням. Это очень хорошо играло на контрасте с игрой от Nintendo.

При этом Соник перенял всю простоту геймплея у Марио: игру буквально можно пройти, используя две кнопки. Но чем ближе к финишу, тем больше на пути вставали враги, платформы, водные преграды, шипы и прочие радости дизайна уровней, не дававшие ежу мчаться вперед. Однако тормозящие препятствия не столько мешали играть, сколько становились важным испытанием для удовольствия игрока.

ФАКТ

Green Hill Zone — это каноничный и самый известный уровень в серии Sonic the Hedgehog. Он стал чуть ли не символом Соника и считается одним из самых культовых уровней видеоигр всех времен. Обстановка тропического острова и шахматный ландшафт послужили вдохновением для многих других локаций в серии.

Другим значимым плюсом была проработка Соника как персонажа. В то время как Марио оставался дружелюбным усачом, ехидная морда синего ежа с титульного экрана смотрела на игрока с вызовом. Характера персонажу добавляла различная ситуативная анимация, например нетерпеливое ожидание в ответ на долгое бездействие игрока. Дерзкая игра будто говорила: «У тебя в руках синий сверхзвуковой еж! Сколько можно стоять? А ну-ка, быстро побежал!»

Платформер разошелся тиражом более 15 млн копий, а франшиза мгновенно взлетела на пьедестал игровой индустрии и остается популярной до сих пор. Ежик по имени Соник уже не просто знаменитый игровой персонаж, а символ целого поколения. И сегодня синий шарик с тремя иголками узнают даже люди, далекие от мира видеоигр.

Все эти игры сильно отразились на индустрии развлечений, став культурными ориентирами и эталонами в своих жанрах, определяя новые стандарты и оказывая глобальное влияние на поп-культуру. На них выросло не одно поколение игроков и разработчиков. И в любой последующей компьютерной игре, вышедшей после, ощущаются отголоски, которые еще долгие годы будут находить отклик в сердцах миллионов геймеров по всему миру.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter