Патриотизм: никто не имеет морального права стоять в стороне

Храм исторической жизнеспособности

Статья председателя президиума Национальной академии наук академика Владимира Гусакова «Воспитание патриотизма», опубликованная в нашей газете 30 марта, вызвала широкий резонанс. Поделиться своим мнением об изложенном выразили желание многие представители общественно-политической, научной, экспертной среды, читатели «СБ». Начинаем публикацию самых ярких из поступивших в редакцию откликов.

Патриот — это звучит гордо

Николай Щёкин, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН, кандидат философских наук, доцент:

— Любое общество рано или поздно сдает экзамен на историческую зрелость и цивилизационную жизнеспособность.
Надо понимать, что патриотизм как высшее проявление любви к Родине является квинтэссенцией, своего рода философией души нации, храмом исторической жизнеспособности.
В этой связи статья председателя президиума НАН в определенном смысле раскрыла некоторые позиции относительно любви к Родине. Но этого, как показало время, уже недостаточно. Сегодня никто не имеет морального права стоять в стороне. Каждый обязан внести свой вклад в развитие страны. Дискуссия о патриотическом воспитании и патриотизме так же значима и важна, как и диалоговые площадки по конституционному строительству. Поэтому мы обязаны уже говорить не просто о патриотизме как теоретическом феномене, а о включении патриотизма в систему государственного управления, четко выявить его структурно-функциональную роль в развитии белорусской государственности.

Глава государства всегда уделял большое внимание работе патриотического воспитания. Понятно, что идеологемой конституционного строительства Беларуси являются общенациональные ценности, которые, как справедливо отметил академик, формируют структуру общества, социальные отношения, моделируют структурно-функциональную регулятивную систему мотиваций. Президент не раз подчеркивал, что «Конституция и есть наша идеология».
Сегодня должен идти предметный разговор о социально-исторической карте идеологических императивов белорусской государственности с учетом самобытной истории менталитета и других особенностей белорусского государства, а не об абстрактных категориях.
Именно государственность в контексте патриотизма, по моему глубокому убеждению, должна стать приоритетом в исследовании научной общественности и идеологической вертикали страны на ближайшую перспективу. Осознание значимости символов белорусского государства, национальные праздники и исторические памятники, отношение населения к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества, исторической памяти и правды, да и сами патриотические ценности (государственность, семья), заинтересованность населения в изучении исторического прошлого и политическое участие в жизни страны — все это может стать системообразующим фактором и уникальным механизмом реализации идеологической национальной стратегии развития белорусской государственности по воспитанию патриотизма. 

Белорусский код

Виктор Лискович, председатель Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию:

— В культурном коде белорусов заложено уважение к старшим. И поэтому патриотическое воспитание — тема, волнующая всех граждан нашей страны. Для многих белорусов патриотизм — это гордость за героическое прошлое, готовность защищать Родину, осознание общенациональных интересов как своих собственных, стремление включиться в практическую деятельность во имя процветания и благополучия всего общества.
В Беларуси вопросам патриотического воспитания граждан уделяется огромное внимание, а также проводится широкий комплекс мероприятий.
В эту деятельность вовлечены различные структуры и институты: учреждения образования, государственные органы, Вооруженные Силы, общественные объединения. Однако иногда наши действия в этом направлении носят разрозненный и нескоординированный характер. Именно в целях совершенствования государственной политики в сфере патриотического воспитания населения через формирование национальной идентичности на основе единых ценностей была утверждена Программа патриотического воспитания населения Беларуси на 2022—2025 годы. Парламентариями не так давно был поддержан проект указа Президента Республики Беларусь о создании военно-патриотических клубов, в обновленной Конституции нашей страны содержится ряд норм, посвященных вопросам патриотизма и сохранения исторической памяти.
Сегодня крайне важно создать комплексную систему непрерывного патриотического воспитания населения. И если наше общество будут объединять искренняя забота о сохранении исторической памяти, чувство сопричастности к судьбе Отечества, высокие нравственные идеалы и ценности, то можно быть спокойным за наше будущее, за будущее наших детей.

История с географией

Максим Богдасаров, член-корреспондент НАН, профессор Брестского госуниверситета имени А. С. Пушкина:

— Для того чтобы воспитать чувство любви к Родине, необходимо ее знать. В этом ведущая роль наряду с историей принадлежит географии. К сожалению, на этот предмет в школе отводится мало часов. В итоге наша молодежь порой даже о соседней области Беларуси знает меньше, чем, например, о США или Германии.

А ведь география в мире нынче востребована во многих прикладных сферах экономики. Одним из наиболее динамично развивающихся направлений становится урбанология, которая включает городское планирование, землепользование, транспорт, застройку, коммуникации и прочее. 

В Брестском госуниверситете им.  А. С. Пушкина в 2022 году впервые в Беларуси состоится набор на новую специальность — «Урбанология и сити-менеджмент». Образовательная программа будет построена на современных мировых подходах к управлению городским развитием. Специалисты в области урбанологии могут сыграть ключевую роль в решении задач по разработке и реализации концепции «умный город» в соответствии с Национальным планом действий по развитию зеленой экономики в Республике Беларусь до 2025 года и Национальной стратегией устойчивого развития на период до 2035-го.
О любви к малой родине недостаточно лишь говорить, ее нужно воспитывать! И здесь на помощь может прийти географическое краеведение. 

Нам завещано Родину любить

Ангелина Бурчук, Волковысский район:

— С интересом прочитала статью «Воспитание патриотизма» и задумалась: что еще следует предпринять для того, чтобы наши дети воспитывались в духе патриотизма? Пришла к выводу: любовь к Родине начинается с изучения ее истории. Особую важность и значимость уроки истории приобретают в 2022-м, объявленном Годом исторической памяти. Для меня лично это и есть хороший стимул восполнить пробелы в знаниях, заново перелистать школьные учебники. Они помогут сделать правильные выводы о происходящих событиях в мире сегодня. Недаром историю называют наукой о прошлом, настоящем и будущем. 

Нельзя не согласиться с мыслью уважаемого Владимира Гусакова о том, что «патриотизм не возникает вдруг, из ниоткуда». Именно поэтому с раннего детства учу своих детей любить малую родину. Для каждого ребенка она начинается с семьи и отношения родителей к тому месту, где они сами родились и выросли, где пошли в школу и начали строить дом.
Очевидно, беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности обязан каждый. Только так можно сохранить то, что было добыто для нас предыдущими поколениями. 
osipov@sb.by

ОТ ­РЕДАКЦИИ. Высказаться по сути размышлений руководителя НАН предлагаем каждому. Ждем ваших комментариев и откликов.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter