Холодный фронт

Уже несколько лет Арктика и проблемы ее освоения находятся в центре внимания как в России, так и во многих других странах, в том числе и расположенных очень далеко от этого региона планеты

Уже несколько лет Арктика и проблемы ее освоения находятся в центре внимания как в России, так и во многих других странах, в том числе и расположенных очень далеко от этого региона планеты

В ХХI веке произошло резкое сокращение ледового покрова Арктики, что сделало возможным безледокольное хождение судов (по крайней мере, в летний период), а также добычу нефти и газа на шельфе Северного Ледовитого океана. Считается, что запасы углеводородов здесь не меньше, чем в Персидском заливе, а хождение судов по Северному морскому пути и Северо-Западному проходу заметно сокращает путь из Европы. В связи с этим много говорится о «дележе Арктики», то есть о возможных военных конфликтах из-за раздела шельфа или неопределенности статуса морских коммуникаций.

Россия имеет самое длинное в мире арктическое побережье, поэтому ее все указанные вопросы затрагивают в максимальной степени.

Нынешнее обострение обстановки в мире не могло не вызвать повышенного внимания и к военному аспекту арктических проблем. В настоящий момент военная обстановка в Арктике стабильная и достаточно спокойная. Военные потенциалы ВС Дании, Норвегии и Канады сами по себе очень незначительны, а канадская и датская группировки непосредственно в Арктике вообще чисто символические. Американская группировка на Аляске и российская на Кольском полуострове, конечно, гораздо сильнее, но они ориентированы в основном не на Арктику, а на АТР у США и на Атлантику у РФ. Что касается НАТО в целом, то его военный потенциал и готовность воевать за последние годы сильно сократились, значительно ослабела внутренняя дисциплина. Совершенно невозможно представить, чтобы, например, Испания или Италия отправили свои ВС на бой за Арктику против России (тем более что это гарантирует огромные потери). К тому же в Арктике есть заметные противоречия внутри самого НАТО. Например, Канада считает Северо-Западный проход своими внутренними водами (как и Россия – Севморпуть), а США уверены, что СЗП (как и СМП) – это международные коммуникации.

Впрочем, 5 лет назад в Арктике возник «заменитель НАТО». В 2009 году Исландия, Дания, Норвегия, Швеция и Финляндия создали организацию «Нордефко» («Северное оборонное сотрудничество», Nordic defense cooperation). Именно под ее эгидой осенью 2013 года состоялись учения ВВС «Арктический вызов – 2013» (Arctic challenge – 2013). В них приняли участие около 100 самолетов ВВС США, Великобритании, Норвегии, Швеции и Финляндии. Учения продолжались две недели, по своим масштабам они значительно превысили любые учения НАТО за весь период после окончания холодной войны. На них отрабатывались реальные боевые задачи, а не борьба с терроризмом или спасательные операции, как в ходе большинства натовских учений. Именно «Нордефко», а не НАТО может оказаться организацией, обеспечивающей оборонное взаимодействие заинтересованных в нем стран Запада в Арктике. При этом США и Великобритания де-факто более заинтересованы в таком взаимодействии, чем Канада и Дания, которые не имеют в настоящий момент серьезных военных сил в данном регионе.

Чрезвычайно активен в Арктике Китай, которому очень интересны природные ресурсы и транспортные коммуникации этого региона. Изначально Пекин действовал в Арктике через Норвегию, разместив свою полярную станцию и исследовательский ледокол на Шпицбергене. С 2008 года, воспользовавшись экономическим кризисом, Китай перенес основные усилия на Исландию. В 2012 году Китай и Исландия заключили соглашение о свободной торговле – первый подобный договор КНР с европейской страной. После этого президент Исландии Гримссон заявил, что Китай должен войти на постоянной основе в Арктический совет, поскольку Арктика «перестала быть региональной, а стала глобальной темой». Более того, президент Исландии, явно с подачи Пекина, объявил о создании «Арктического круга» – новой международной организации по делам Арктики. Членом этой структуры может стать любая страна или организация. Таким образом, предполагается придать Арктике тот же интернациональный статус, который имеет Антарктида. Подобная постановка вопроса представляется совершенно неправомерной. Антарктида – необитаемый континент, его интернациональный статус является естественным. Арктика – это в основном океан, побережье которого принадлежит конкретным странам.

Имеются данные о том, что Китай хочет приобрести у Исландии самый северный остров (точнее – скалу), принадлежащий этой стране, – Колбейнси. Его площадь составляет 90 кв. м, что, естественно, не позволяет вести на нем никакую экономическую или военную деятельность. Однако этот остров находится к северу от полярного круга, поэтому владение им автоматически сделало бы Китай арктической страной и позволило бы претендовать на место в Арктическом совете, проводя там свои интересы. В частности, Китай выступает за интернационализацию СМП и СЗП. В этом его позиция совпадает с позицией США и диаметрально противоположна позиции России и Канады.

Впрочем, необходимо отметить, что военная деятельность в Арктике не нужна в качестве самоцели. Первична в данном случае экономика. Об этом пойдет речь в следующем номере «СВ».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter