В ОАО «Борковское» Березовского района самая высокая в районе плотность крупного рогатого скота на 100 гектаров сельхозугодий и наивысшая плотность коров. Не нужно быть сельчанином, чтобы догадаться: хозяйство должно вырастить такой урожай, чтобы ни одну буренку не оставить голодной. Убрано уже около 70 процентов площадей. Были дни, когда прирост составлял до 9 процентов. Но дожди корректируют рабочий график крестьян. Они хороши для кукурузы, но для зерновых совсем некстати.
С главным агрономом «Борковского» Александром Войтеховским садимся в «Ниву» и мчимся за БАМ — трассу М–1 в здешних краях называют не иначе чем белорусская автомагистраль. Здесь у хозяйства пшеница. Два комбайна жнут, обмолачивают, тут же солома тюкуется и вывозится с поля к фермам. Непрерывный и впечатляющий процесс, за которым боковым зрением, не сомневаюсь, наблюдают водители проезжающих мимо автомобилей. Прошу агронома назвать лучший экипаж. Александр не задумывается:
— У меня все 5 экипажей, которые задействованы в нынешнюю страду, лучшие. Все работают на белорусских комбайнах, у всех одинаковые условия работы, все стараются.
Пока мы определяемся, небо распорядилось по–своему — стал накрапывать дождик. Стоп, машины. За штурвалом КЗС–10 старший комбайнер Андрей Зеленко и помощник Валерий Бетеня, которые неоднократно становились лидерами жатвы в хозяйстве. 25–й сезон вместе. Сдружились? Оказалось, сроднились. Шутят:
— Если поругаемся, за одним столом миримся.
Александр Войтеховский говорит, что каждый экипаж — команда:
— Николаю Гладыщуку помогает сын Максим. А Иван Кшевский трудится в строительной организации, но уже около десяти лет лето проводит у нас на уборке помощником у Василия Приступчика.
Покидаем красивый, без единого сорняка, участок за БАМом, едем в глушь, в Лесковичи, куда можно добраться только на внедорожнике. Александр водит отлично, каждую кочку на болотистой дороге знает, ему бы на джип–триал.
Рассуждаю вслух, а он смеется:
— Участвовать в таких соревнованиях некогда. В 7 на работе, в первом часу ночи дома. За день наматываю 150 — 170 километров. А вот смотреть по телевизору джип–триал очень люблю.
Мы — в Лесковичах. Мелиоративные каналы перекрыты упавшими тополями. Бобровые плотины. Александр комментирует:
— Когда засуха, от бобров полям только польза. Держат воду.
На мелиорированных землях задействованы три экипажа. Убирают фуражный ячмень, который мог быть лучше. Значит, нельзя терять ни зернышка. Прошел комбайн — Иван Кшевский вместе с начальником участка «Лесковичи» Александром Карабаном склоняются, смотрят, какие потери. Все в норме.
В хозяйстве два зерносушильных комплекса. Заехали, посмотрели. Люди и техника работают как часы.
Более 30 центнеров с гектара — такова средняя урожайность в «Борковском». Пшеница — около 37 центнеров на круг, рожь — более 28, рапс — 22. Увы, хуже прошлогоднего. На кукурузу вся надежда.
На вчерашнее утро в Березовском районе убрано более 60 процентов площадей. По темпам район идет вровень с Пружанским — в сводке работ они вторые по темпам. С отрывом в 10 процентов лидирует Брестский район. В целом же сегодня уборочная страда на Брестчине перешагнет экватор. Если не внесут коррективы дожди. К сожалению, погода мешает разогнаться как следует. И урожайность не очень радует. В среднем по области она пока не превышает 29 процентов.
kozlovich@sb.by
Фото автора.
При благоприятных погодных условиях сегодня жатва на Брестчине, возможно, перешагнет экватор
Каждый экипаж — команда
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.