Караван идет

Третий танкер с нефтью сорта «Санта–Барбара» вышел на днях из Венесуэлы в Одессу...

Третий танкер с нефтью сорта «Санта–Барбара» вышел на днях из Венесуэлы в Одессу. На борту — 80 тысяч тонн. До конца июня покинет венесуэльский порт и четвертый грузовой корабль с таким же объемом сырья.


В прессе по этому поводу уже нет того ажиотажа, который поднялся сразу после договоренностей в Венесуэле. И зарубежные, да и некоторые белорусские СМИ устроили настоящий соревновательный процесс. Политический проект, экономическая нецелесообразность — чего только не писали. И о том, что Мозырский НПЗ не сможет переработать венесуэльскую нефть, что она низкого качества, что смешивают с российской, что работа в убыток, что логистика нелогичная... И вообще, этого не может быть.


Но вот прошло всего два месяца, а первые 80 тысяч тонн «Санта–Барбары» не только успешно доплыли до Одессы. Они «доехали» до Мозыря, переработаны и проданы. Представитель Белорусской нефтяной компании Леонид Корсак рассказал, что от покупателей нареканий нет. «Большая часть нефтепродуктов, произведенных из венесуэльской нефти, экспортирована. Наши клиенты остались довольны. Продукция Мозырского НПЗ традиционно высокого качества. Тем более что цена на них не изменилась», — констатировал Л.Корсак.


На Мозырском нефтеперерабатывающем заводе мне прежде всего опровергнули слухи о смешивании венесуэльской нефти и российской. «Что вы, сорт «Санта–Барбара» очень высокого качества, — заверил главный технолог предприятия Александр Науменко... — Из него мы получили бензины А–92 и А–95, дизельное топливо. Причем потенциальный выход светлых нефтепродуктов этого венесуэльского сорта на 20 процентов выше, чем у российского «Юралса».


На Мозырском НПЗ уже ждут следующую партию. Логистика останется прежней. Она хорошо отработана на первом танкере. Не последнюю роль в эффективности этой схемы сыграла Украина. Когда речь зашла о переправке по железной дороге нефти из Одессы в Мозырь, было много вопросов: как вести, каким составом, какие тарифы? «Мы все согласовали с украинскими коллегами, они нам очень пошли навстречу, — не скрывает удовлетворения начальник службы перевозок БелЖД Владимир Михайлюк. — Тарифы были установлены на уровне белорусских — 27 центов за 10 тонн на километр. И самое важное, это соглашение по тарифным ставкам пролонгировано до конца 2010 года». Вообще, белорусские и украинские железнодорожники показали беспрецедентную слаженность. Им удалось перевезти 80 тысяч тонн нефти в 1.451 цистерне 25 составами за 19 дней. Ни в Одесском порту при загрузке, ни в пути, ни на границе не было ни одного сбоя. Многие скептики говорили, что найти столько свободных вагонов просто нереально, что украинской стороне это невыгодно. Но, думается, продление договора и продолжение работы по такой же схеме — лучший ответ на любые досужие домыслы. Кстати, сорт венесуэльской нефти и конечная железнодорожная станция, куда она прибывает, имеют созвучные названия: «Санта–Барбара» и Барбаров.


Экономическая целесообразность этих поставок и их рентабельность подтверждены практикой.


Но Белорусская нефтяная компания продолжает работать над обеспечением постоянных поставок углеводородов. Сейчас анализируется возможность транзита нефти из Венесуэлы в Беларусь через порты Литвы, Латвии, Эстонии. Одними из наиболее приоритетных рассматриваются варианты доставки сырья на Мозырский НПЗ трубопроводным транспортом, в числе которых и нефтепровод Одесса — Броды, а он может работать в аверсном режиме. Украинские эксперты говорят, что есть единственный нюанс: чтобы переключить с реверсного режима на аверсный, необходимо единовременно запустить по трубе не менее 160.000 тонн нефти. Не исключены и комбинированные способы доставки.


В любом случае в Белорусской нефтяной компании заверили, что намеченные планы на 4 миллиона тонн венесуэльской нефти в год остаются в силе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter