Как повысить престиж рабочих профессий?

Об этом “НГ” спросила в связи с окончанием срока приема документов в учреждения профтехобразования, в которых наблюдается недобор

Об этом “НГ” спросила в связи с окончанием срока приема документов в учреждения профтехобразования, в которых наблюдается недобор

Николай КОХОНОВ, начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты:
— Сегодня в Беларуси востребованы рабочие руки, в списке вакансий рабочие профессии занимают свыше 80 процентов. В то же время в ПТУ вчерашние школьники идут неохотно. К сожалению, многие молодые ребята готовы стоять на улице с рекламными проспектами, быть клерками или курьерами за незначительную зарплату, заниматься чем угодно, лишь бы не идти к станку. Менять нашу психологию нужно прежде всего с профессионального уважения. Неважно кто ты — сантехник, профессор, банкир, учитель или чиновник. Главное — находиться на своем месте и быть настоящим профессионалом.

Игорь КИТИКОВ, директор Вилейского профессионально-технического колледжа:
— Десять лет назад один из наших выпускников-авто-слесарей первым в Вилейке купил ноутбук и дорогие программы для компьютерной диагностики автомобилей. Сейчас к нему стоит очередь автовладельцев на несколько месяцев вперед. То есть если человек хорошо учится и относится к своей специальности творчески, он зарабатывает. Поэтому я не очень понимаю разговоры о необходимости повышать престиж  той или иной специальности.

Инесса ЗУБРИЛИНА, учитель года — 2011:
— Поднимать престиж рабочих специальностей — дело государственной важности. Когда дети видят непьющих рабочих в красивой униформе, получающих хорошую зарплату, у них формируется положительное отношение к труду. Нужно позаботиться о социальном статусе рабочих. Я как председатель профсоюзного комитета школы вижу, что самые социально уязвимые работники — технический персонал, именно им мы чаще всего оказываем разного рода помощь.

Женя КИСЕЛЕВА, дизайнер:
— Важно, чтобы ребенка в его выборе поддерживали родители. Один мой товарищ после девятого класса выучился на сварщика.  Работал, и работа ему всегда нравилась. После армии вернулся домой и продолжал трудиться. Потом уехал в Москву к жене и там работал по профессии. Поступил в техникум на вечернее, чтобы повысить квалификацию. Сейчас вернулся на родину и профессию менять не собирается. Он видит результаты своего труда, и ему это доставляет удовольствие. И родители, сами люди рабочих профессий, его всегда одобряли.

Елена ШИМКОВИЧ, учитель начальных классов, д. Мали Островецкого района:
— Работая в школе, не раз замечала: выпускники стремятся получить именно высшее образование. Ведь это престижно. Но многие, закончив вузы, остаются без работы. В итоге с дипломом о высшем образовании им все равно приходится идти работать продавцами или строителями. Может, стоит сразу получить рабочую специальность, а потом уже и дальше идти учиться? Детям с начальных классов надо рассказывать о пользе рабочих специальностей, а не говорить только о престижном высшем образовании.

Алексей ХЛЕСТОВ, певец:
— Может настать момент, когда в доме погаснет свет, а устранить неполадку будет некому. Хотя искусственно поднимать престиж рабочих специальностей, думаю, бессмысленно. Если профессия становится редкой, значит, и высокооплачиваемой. А это сразу возводит специальность в ранг престижных. К тому же, освоив рабочую специальность, расширяешь свои возможности на рынке труда. У меня, к примеру, есть диплом электромонтера силового осветительного оборудования. 

Лариса ГРИНЬКО, руководитель пресс-службы ОАО “АСБ Беларусбанк”:
— Поддерживать престиж рабочих специальностей нужно. К тому же уметь что-то делать собственными руками — это навык, который сможет выручить в сложной жизненной ситуации. Следует комплексно менять подходы, чтобы фраза “провалишь экзамены — пойдешь в ПТУ” не звучала как угроза для абитуриентов. Быть может, стоит всерьез задуматься об интеллектуальной составляющей процесса обучения. Тем более что наше высокотехнологичное время будет требовать все большего присутствия интеллекта во всех видах человеческой деятельности.

Игорь ТУР, выпускник БГУ:
— Я считаю, что какой-то особой разницы между рабочими и другими специальностями нет. Скорее наше общество за многие годы невольно создало это расслоение.  Отсюда и отношение людей с высшим образованием к представителям рабочих профессий пренебрежительное. И это грустно. Вспоминаю моего отца, который после училища несколько лет работал простым электриком. А сейчас он — главный энергетик на крупном предприятии. Не в образовании дело, а в способности добиваться успеха.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter