Из заморского пальтишка

Белорусская  художница  сотворила  легендарный  головной  убор  для  Красной  Шапочки  из  известного  фильма

Белорусская  художница  сотворила  легендарный  головной  убор  для  Красной  Шапочки  из  известного  фильма

Сегодня, пожалуй, каждый знает,  что Яна Поплавская — это та самая хитроумная девочка из экранизации сказки Шарля Перро. А вот то, что разработала фасон заглавного головного убора наша соотечественница, известно немногим. Художник  по костюмам фильма «Про Красную Шапочку» Людмила Горохова сейчас работает педагогом в одном из минских центров внешкольного обучения. Именно там мы с ней и встретились.

Примерки  по  телефону

К молоденькой художнице Гороховой в 1976 году на киностудии «Беларусьфильм» подошел знаменитый режиссер Леонид Нечаев, на то время уже снявший «Приключения Буратино», и сказал: «Люда, а как должна выглядеть сама красная шапочка?» Недолго думая, Горохова ответила: «Из красного итальянского драпа, без единого шва. Для создания эффекта кружева на ткани нужно сделать дырочки и собрать их лентой». Вдохновленный режиссер тотчас отдал ей место художника по костюмам в своей новой работе. Она возразила, что работает в современном кино, как говорится, не до сказок. Но Нечаев остался верен своему решению, даже когда другая художница пришла к нему и заявила, что придумает главный аксессуар сказочной девочки лучше, чем Горохова.

Найти ткани в застойные времена было большой проблемой. Так, в Минске нашли только импортное пальто из красного драпа в комиссионном магазине. Именно его и порезали на несколько красных шапочек, все они в разные моменты съемок появлялись в кадре.

— Работа над фильмом стала для меня суперстрессом, за полгода я потеряла семь килограммов! — рассказывает мне Людмила Николаевна. — Известные на весь Союз артисты — Евгений Евстигнеев, Ролан Быков, Владимир Басов, Галина Волчек и другие — на примерки, естественно, не приезжали, поэтому все нюансы приходилось согласовывать по телефону.

Бюджет картины был небольшим, поэтому приходилось создавать костюмы из недорогих материалов. Например, из дешевых лоскутов кожи по эскизам Гороховой в цеху шили костюмы для волков. Красной Шапочке и Бабушке, роль которой исполнила Рина Зеленая, Горохова сама создавала блузы на вязальной машине.

У всех актеров имелось по нескольку костюмов-дублей, а вот коллекционный костюм Ролана Быкова — в единственном экземп­ляре.

— В одном из эпизодов на дом персонажа Ролана Антоновича пожарная машина лила воду, слов-но шел дождь. Быков задумался и обратился к режиссеру: «А давай я пройду через стену дождя. Это ведь будет красиво!» Актер знал, что сменной одежды нет и целый ноябрьский день придется ходить в мокрой… Такая преданность творческому процессу поразила даже маленьких актеров, — вспоминает Людмила Николаевна.

…На «Беларусьфильме» Людмила Горохова проработала почти тридцать лет, до 2002 года. За это время, подсчитал кто-то из друзей, на съемочной площадке она пересекалась с 50 тысячами человек, причастных к кино. Кроме «Красной Шапочки», она создала костюмы для фильмов «Документ R», «Большой трамплин», «Конец бабьего лета», «Семейные обстоятельства», «Крест милосердия» и многих других.

Штрихи  к  портрету…  красками  по  спецзаказу

По эмоциональной силе работа с детишками в центре внешкольного обучения, по словам Людмилы Николаевны, перекрывает все актерские страсти. Ее воспитанники завоевывают награды на международном и республиканском уровнях. Вот и совсем недавно ребята порадовали педагога тремя дипломами представительства ООН в художественном конкурсе, посвященном Году картофеля-2008.

— Для детей, — говорит Людмила Николаевна, — важно быть, а не казаться. Это кредо, которому меня научил отец-полковник.

Николай Горохов был другом маршала Тимошенко, который, кстати, и привез его из Москвы в Минск, когда маленькой Люде было всего полгода. В белорусской столице семья Гороховых жила в большом красивом особняке, рядом с которым расстилался зеленый сад. Именно здесь с этюдником и красками — их специально для Люды привозили из Москвы — она и училась рисовать.

— Отец был очень уважаемым человеком. Помню такую картину. Я стою нарядная, как кукла, на улице. Один из проходивших мимо мальчиков пошутил, что заберет меня с собой. Другой его резко одергивает: «Ты чего?! Это же дочка Горохова!»

Получив профессию конструктора-модельера женской одежды, по приглашению «Беларусьфильма» она пошла творить в кино. Только вот родственники не поддержали ее начинаний. И неудивительно. В клане Гороховых — военная элита и дипломаты. Дядя Людмилы, к примеру, был консулом в Иране, другой родственник — личным переводчиком Сталина. И тут — ассистентка по костюмам!.. В этот раз Горохова проявила воспитанный самим же отцом характер и настояла на своем.

В первом фильме ей повезло ассистировать Владимиру Аронину, в будущем ставшему художником-постановщиком «Утомленных солнцем» и «Сибирского цирюльника». Через несколько лет работы художником по костюмам Горохову за профессионализм приняли в Союз кинематографистов СССР.

Работ в кино было много, но «Красная Шапочка», естественно, занимает особенное место. Этот фильм напоминает ей, что нужно весело жить на свете. От этого правила она не отказалась, даже когда врачи диагностировали у нее астму и рекомендовали избегать пыльных мест. Несмотря на советы докторов, свою «пыльную работу» она не оставила — была предана творческому процессу…

Трубадур  в  красной  шапочке

Где сейчас хранятся уже ставшие настоящими реликвиями отечественного кино красные шапочки, их создательница не знает.

Проведя поиски, мне удалось отыскать хозяев сразу двух шапочек. Один экземпляр — это не стало большим удивлением — хранится у Яны Поплавской.

– Мне безумно понравилась красная шапочка, и я буквально влюбилась в нее с первого взгляда. Каждый раз, когда я сейчас смотрю на нее, вспоминаю детство, — говорит мне Яна Поплавская. — Художник отработала замечательно. Костюмы получились необычными, роскошными (время вспомнить о дешевых лоскутах кожи. — Авт.) и, я бы сказала, опережающими время.

Вторую шапочку, как оказалось, оставил себе на память оператор картины Юрий Елхов.

— На протяжении четверти века раритет хранился в моей операторской кабине. Когда же в Минске открылся Музей истории белорусского кино, я передал его туда, — рассказал «Р» известный оператор.

В музее экспонат пока не выставлялся, его достали из фондов специально для «Р». Примерить красную шапочку я пригласил маленькую звезду Белорусского государственного музыкального театра Кристину Светличную. Девочка уже не единожды становилась дипломантом международных конкурсов, а сейчас, кстати, принимает участие в первой детской «Новой волне», которая проходит в эти дни. Начинающей актрисе сейчас 10 лет, именно в таком возрасте Яна Поплавская и сыграла свою главную роль в кино.

— Сейчас в «Бременских музыкантах» я играю Трубадура-младшего. Если с ролью мальчика справилась, то и Красную Шапочку сыграла бы без проблем, — уверена Кристина.

Вскоре, обещают музейщики, редкий экспонат займет достойное место в выставочном зале, и полюбоваться им смогут все. Вспомнят ли  его создателя Людмилу Горохову, пока неизвестно. Хотя… Быть за кадром художникам по костюмам не привыкать.

На снимке: Людмила Горохова, создавшая красную шапочку, сегодня работает педагогом в изостудии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter