Белорусская художница сотворила легендарный головной убор для Красной Шапочки из известного фильма
Сегодня, пожалуй, каждый знает, что Яна Поплавская — это та самая хитроумная девочка из экранизации сказки Шарля Перро. А вот то, что разработала фасон заглавного головного убора наша соотечественница, известно немногим. Художник по костюмам фильма «Про Красную Шапочку» Людмила Горохова сейчас работает педагогом в одном из минских центров внешкольного обучения. Именно там мы с ней и встретились.
Примерки по телефону
К молоденькой художнице Гороховой в 1976 году на киностудии «Беларусьфильм» подошел знаменитый режиссер Леонид Нечаев, на то время уже снявший «Приключения Буратино», и сказал: «Люда, а как должна выглядеть сама красная шапочка?» Недолго думая, Горохова ответила: «Из красного итальянского драпа, без единого шва. Для создания эффекта кружева на ткани нужно сделать дырочки и собрать их лентой». Вдохновленный режиссер тотчас отдал ей место художника по костюмам в своей новой работе. Она возразила, что работает в современном кино, как говорится, не до сказок. Но Нечаев остался верен своему решению, даже когда другая художница пришла к нему и заявила, что придумает главный аксессуар сказочной девочки лучше, чем Горохова.
Найти ткани в застойные времена было большой проблемой. Так, в Минске нашли только импортное пальто из красного драпа в комиссионном магазине. Именно его и порезали на несколько красных шапочек, все они в разные моменты съемок появлялись в кадре.
— Работа над фильмом стала для меня суперстрессом, за полгода я потеряла семь килограммов! — рассказывает мне Людмила Николаевна. — Известные на весь Союз артисты — Евгений Евстигнеев, Ролан Быков, Владимир Басов, Галина Волчек и другие — на примерки, естественно, не приезжали, поэтому все нюансы приходилось согласовывать по телефону.
Бюджет картины был небольшим, поэтому приходилось создавать костюмы из недорогих материалов. Например, из дешевых лоскутов кожи по эскизам Гороховой в цеху шили костюмы для волков. Красной Шапочке и Бабушке, роль которой исполнила Рина Зеленая, Горохова сама создавала блузы на вязальной машине.
У всех актеров имелось по нескольку костюмов-дублей, а вот коллекционный костюм Ролана Быкова — в единственном экземпляре.
— В одном из эпизодов на дом персонажа Ролана Антоновича пожарная машина лила воду, слов-но шел дождь. Быков задумался и обратился к режиссеру: «А давай я пройду через стену дождя. Это ведь будет красиво!» Актер знал, что сменной одежды нет и целый ноябрьский день придется ходить в мокрой… Такая преданность творческому процессу поразила даже маленьких актеров, — вспоминает Людмила Николаевна.
…На «Беларусьфильме» Людмила Горохова проработала почти тридцать лет, до 2002 года. За это время, подсчитал кто-то из друзей, на съемочной площадке она пересекалась с 50 тысячами человек, причастных к кино. Кроме «Красной Шапочки», она создала костюмы для фильмов «Документ R», «Большой трамплин», «Конец бабьего лета», «Семейные обстоятельства», «Крест милосердия» и многих других.
Штрихи к портрету… красками по спецзаказу
По эмоциональной силе работа с детишками в центре внешкольного обучения, по словам Людмилы Николаевны, перекрывает все актерские страсти. Ее воспитанники завоевывают награды на международном и республиканском уровнях. Вот и совсем недавно ребята порадовали педагога тремя дипломами представительства ООН в художественном конкурсе, посвященном Году картофеля-2008.
— Для детей, — говорит Людмила Николаевна, — важно быть, а не казаться. Это кредо, которому меня научил отец-полковник.
Николай Горохов был другом маршала Тимошенко, который, кстати, и привез его из Москвы в Минск, когда маленькой Люде было всего полгода. В белорусской столице семья Гороховых жила в большом красивом особняке, рядом с которым расстилался зеленый сад. Именно здесь с этюдником и красками — их специально для Люды привозили из Москвы — она и училась рисовать.
— Отец был очень уважаемым человеком. Помню такую картину. Я стою нарядная, как кукла, на улице. Один из проходивших мимо мальчиков пошутил, что заберет меня с собой. Другой его резко одергивает: «Ты чего?! Это же дочка Горохова!»
Получив профессию конструктора-модельера женской одежды, по приглашению «Беларусьфильма» она пошла творить в кино. Только вот родственники не поддержали ее начинаний. И неудивительно. В клане Гороховых — военная элита и дипломаты. Дядя Людмилы, к примеру, был консулом в Иране, другой родственник — личным переводчиком Сталина. И тут — ассистентка по костюмам!.. В этот раз Горохова проявила воспитанный самим же отцом характер и настояла на своем.
В первом фильме ей повезло ассистировать Владимиру Аронину, в будущем ставшему художником-постановщиком «Утомленных солнцем» и «Сибирского цирюльника». Через несколько лет работы художником по костюмам Горохову за профессионализм приняли в Союз кинематографистов СССР.
Работ в кино было много, но «Красная Шапочка», естественно, занимает особенное место. Этот фильм напоминает ей, что нужно весело жить на свете. От этого правила она не отказалась, даже когда врачи диагностировали у нее астму и рекомендовали избегать пыльных мест. Несмотря на советы докторов, свою «пыльную работу» она не оставила — была предана творческому процессу…
Трубадур в красной шапочке
Где сейчас хранятся уже ставшие настоящими реликвиями отечественного кино красные шапочки, их создательница не знает.
Проведя поиски, мне удалось отыскать хозяев сразу двух шапочек. Один экземпляр — это не стало большим удивлением — хранится у Яны Поплавской.
– Мне безумно понравилась красная шапочка, и я буквально влюбилась в нее с первого взгляда. Каждый раз, когда я сейчас смотрю на нее, вспоминаю детство, — говорит мне Яна Поплавская. — Художник отработала замечательно. Костюмы получились необычными, роскошными (время вспомнить о дешевых лоскутах кожи. — Авт.) и, я бы сказала, опережающими время.
Вторую шапочку, как оказалось, оставил себе на память оператор картины Юрий Елхов.
— На протяжении четверти века раритет хранился в моей операторской кабине. Когда же в Минске открылся Музей истории белорусского кино, я передал его туда, — рассказал «Р» известный оператор.
В музее экспонат пока не выставлялся, его достали из фондов специально для «Р». Примерить красную шапочку я пригласил маленькую звезду Белорусского государственного музыкального театра Кристину Светличную. Девочка уже не единожды становилась дипломантом международных конкурсов, а сейчас, кстати, принимает участие в первой детской «Новой волне», которая проходит в эти дни. Начинающей актрисе сейчас 10 лет, именно в таком возрасте Яна Поплавская и сыграла свою главную роль в кино.
— Сейчас в «Бременских музыкантах» я играю Трубадура-младшего. Если с ролью мальчика справилась, то и Красную Шапочку сыграла бы без проблем, — уверена Кристина.
Вскоре, обещают музейщики, редкий экспонат займет достойное место в выставочном зале, и полюбоваться им смогут все. Вспомнят ли его создателя Людмилу Горохову, пока неизвестно. Хотя… Быть за кадром художникам по костюмам не привыкать.
На снимке: Людмила Горохова, создавшая красную шапочку, сегодня работает педагогом в изостудии.