І триеннале «Концепт» Белорусского союза художников проходит в формате арт-фестиваля

Искусство понимать искусство

Первая в Беларуси триеннале художников-концептуалистов «Концепт» открылась вчера во Дворце искусства. Изобразительное и прикладное искусство, фотография, арт‑дизайн, инсталляции, ассамбляжи — свыше 200 белорусских авторов наполнили пространство республиканской галереи Белорусского союза художников экспериментами с формой, пластикой, цветом и светом. 


Холсты, скульптура, керамика, стекло, дерево, металл, текстиль — арт‑объектом может стать все, что угодно, а интерес к концептуальному искусству испытывает далеко не только молодежь, но и маститые художники.

— Эта идея назрела достаточно давно, — призналась заместитель председателя Белорусского союза художников Наталья Шарангович. — Вдруг мы обнаружили, что не только молодые художники, но и люди старшего поколения у себя в мастерских, в загашниках часто держат совершенно потрясающие проекты, которые очень редко показывают. Им хочется даже немножко похулиганить — это нормально для художника: как‑то вдруг уйти от большой темы и заняться тем, что ему просто интересно. Концепт — это всегда форма и содержание, две стороны одной медали. 

Когда в БСХ решили дать слово художникам‑концептуалистам, то сперва немного побаивались, но отклик неожиданно оказался очень большим.

— Выяснилось, что есть масса художников, которые мыслят через инсталляции и арт‑объекты, — рассказала Наталья Шарангович, — причем среди них оказались и мастера монументальной скульптуры, например. Мы очень настойчиво приглашали участвовать в этом проекте не только минских авторов, но и все области, это было принципиально важно. Искусство не имеет региональных границ! И никогда в жизни не назовешь региональным художником, например, Николая Кузьмича, который, кстати, тоже представляет здесь свой концептуальный проект.

Активное участие приняли в триеннале музеи и галереи: так, Витебский центр современного искусства привез в столицу проект «Зависимость» художницы Валентины Ляхович, презентующий ее живопись и объекты в стилистике трэш‑арт (для художника‑концептуалиста любой обломок может нести в себе красоту и смысл, помочь в выражении идеи). Собственный павильон получила на выставке минская авторская некоммерческая галерея «Брама». Ее арт‑директор, искусствовед Лариса Финкельштейн напомнила, что белорусскому концептуальному искусству на самом деле не так много лет:

— Еще 30 лет назад им особо не занимались, оно считалось немного сумасшедшим — ну ладно, пусть эти безумцы где‑то там, в углу, выставятся. И тут союз художников к великой нашей радости объявил триеннале концептуального искусства. Это значит, раз в три года будут собираться вот такие художники с особыми мозгами, глазами и эмоциями, креативные и неистощимые. «Брама» на этой выставке имеет свой, как называют это на московских выставках, бокс, и я в этот раз изменила любви к текстилю в пользу металла и стекла. Лучшего сочетания придумать нельзя: черный металл Маши Тарлецкой, классный и брутальный, и специально созданные для галереи «Брама» работы из стекла Елены Чепелевой и Жанны Морозовой.
Молодежь, вплоть до студентов, на выставке соседствует с признанными художниками.
Вообще, вопреки распространенному мнению концептуальные проекты интересны не только юношам бледным с пальцами в краске, но и авторам старшего поколения. Брестский художник Владислав Куфко, например, представляет проект‑аттракцион «Большой Круиз» — оригинальная метафора сотворения мира и путешествия души по Вселенной. 

— Это смешная и немножко грозная модель Вселенной, — с улыбкой демонстрирует художник свое творение. — Мы путешествуем тут, начинается все с Большого Взрыва: крутите ручку, шарик лопнул — и поехали. Душа врывается в мир, а дальше уже развиваемся каждый по своему сценарию. Сопроводительный текст раскрывает конкретные детали, условия нашего существования в мире. 

Триеннале «Концепт» организован в формате арт‑фестиваля: основной проект разместился во Дворце искусства, позже к нему добавятся отдельные выставки на городских площадках. Так, Витебский центр современного искусства собирает в картинной галерее Леонида Щемелева отдельную экспозицию произведений недавно ушедшего от нас старейшего белорусского художника‑авангардиста Александра Соловьева, зрителей приглашают с 1 декабря. 

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter