Искусство петь и выживать

В бразильских единоборствах и улыбка обезоруживает  Наряду с традиционными боевыми искусствами в Беларуси существуют и более редкие, экзотические. Одно из таких — капоэйра — бразильское единоборство-танец. Оно сочетает в себе множество сложных элементов: акробатику, психологию, танец, музыку и обязательное знание португальского языка. Капоэйристы называют свои бои игрой, однако мастера своего дела вполне серьезно могут отправить соперника в нокаут за двадцать секунд. Корреспондент “НГ” изучал все премудрости необычного боевого искусства и наблюдал за игрой бойцов.
В бразильских единоборствах и улыбка обезоруживает

 Наряду с традиционными боевыми искусствами в Беларуси существуют и более редкие, экзотические. Одно из таких — капоэйра — бразильское единоборство-танец. Оно сочетает в себе множество сложных элементов: акробатику, психологию, танец, музыку и обязательное знание португальского языка. Капоэйристы называют свои бои игрой, однако мастера своего дела вполне серьезно могут отправить соперника в нокаут за двадцать секунд. Корреспондент “НГ” изучал все премудрости необычного боевого искусства и наблюдал за игрой бойцов.

Беримбау, атабаке и реку-реку

Солист с инструментом, похожим на средневековый лук с резонатором, в руках затягивает первые ноты песни, которая предвещает начало занятия капоэйристов. Ему вторит хор участников роды — так называется по-португальски круг, который образуют бойцы. — Песня — это неотъемлемый атрибут игры, — объясняет Андрей Борисенко, самый опытный капоэйрист в Беларуси. — Каждый, кто занимается бразильскими боевыми искусствами, должен уметь петь по определенным правилам. Нет слуха? Не беда: для того, чтобы быть солистом, необязательно знать ноты. Главное — чувствовать темп игры, уметь менять его. Слова песни звучат на португальском языке — еще одно правило. Солист поет так, чтобы раззадорить бойцов, вышедших в центр круга. Если бой проходит слишком медленно, певец начинает поносить капоэйристов, которые заставили скучать остальных участников роды. Если бойцы разошлись не на шутку — солист сбавляет темп песни, а помогает ему в этом мини-оркестр из традиционных бразильских инструментов: беримбау — тот самый лук с глиняной емкостью-резонатором, атабаке — африканский барабан высотой по пояс человеку, агого — двойной колокольчик и реку-реку — деревянная или металлическая поверхность-трещетка, по которой проводят палочкой, извлекая “треск”. Каждый из новоиспеченных капоэйристов должен научиться играть на этих инструментах — это обязательное условие.

Бои по правилам

Достоверные сведения о капоэйре начинаются с XVIII века. Согласно общепринятой версии игра возникла в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которых португальцы привозили из других колоний — Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Вследствие жестокого обращения бразильских рабовладельцев часть рабов бежала... — Изначально капоэйра — это боевое искусство бедняков и разбойников, — рассказывает Андрей Борисенко. — Единоборство создавалось для того, чтобы беглые рабы смогли выжить, так что капоэйра — не развлечение. В Беларуси первая официальная группа капоэйры открылась в конце 2004 года как белорусский филиал международной школы FICAG (Fundacao International Capoeira Artes das Gerais) под руководством Местре Музеу из Бразилии.

А ну-ка улыбочку!

 Сегодня Андрей — сильнейший белорусский капоэйрист. Об этом свидетельствует сине-коричневый пояс, который парень получил от бразильского мастера. Всего существует пятнадцать поясов, каждый из которых переводит бойца на следующий уровень. Раз в год капоэйристы сдают экзамены: они должны показать свои умения в игре, музыке и знании португальского языка. — В капоэйре очень важно спокойствие и уравновешенность, — рассказывает Андрей Борисенко. — Поэтому агрессивные, злые люди долго на занятиях не задерживаются. Они с удивлением смотрят на дерущихся людей, которые... улыбаются друг другу. Часто опытные капоэйристы участвуют в боях без правил — так они проверяют себя, определяют свой уровень и, естественно, зарабатывают деньги. — Признанные мастера капоэйры отправляют соперника в нокаут за двадцать секунд, — рассказывает Андрей. — Обычно они путают соперника: делают акробатические трюки, танцуют... Потом проводят фирменный удар. Белорусские капоэйристы часто устраивают роды в Минске. Любители бразильского единоборства облюбовали крыльцо Дворца спорта и площадку возле гостиницы “Беларусь” в качестве мест для проведения игр. — С милицией проблем никогда не было, — говорит Андрей. — Мы ведь не уличные драки устраиваем, а настоящее шоу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter