В поисках утраченного. И вновь звонят колокола на старой гарнизонной церкви в Могилеве

И вновь звонят колокола…

Среди посетителей храма Трех Святителей, построенного в Могилеве в начале прошлого века, был последний российский император Николай II. А дорогие подарки царицы Александры Федоровны и старца-целителя Григория Распутина — иконы Иоанна Златоуста в окладе из золота и Григория Богослова в окладе из серебра и лазурита — исчезли в самом начале Великой Отечественной. И судьба этих бесценных артефактов, как и Креста Евфросинии Полоцкой, неизвестна до сих пор.

Могилев. Военная церковь. 1918 год.

Городская легенда

По одной из городских легенд, храм Трех Святителей — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста — был построен в начале ХХ века благодаря губернатору Могилевской губернии Николаю Клинкенбергу. Тот начинал свое восхождение по служебной лестнице с работы судебным чиновником в одном из небольших уездов и с совсем неправедных дел. Не раз в честолюбивых целях шел он против совести и невиновных людей отправлял на казнь. Став же спустя годы губернатором, решил построить в городе храм, пожертвовав на эти цели 18 тысяч рублей — все свое годовое жалованье. Однако благое намерение не спасло от расплаты за содеянное. Во время покушения губернатор получил ранение, с которым еще долго жил, но работать уже не мог.

Имели ли эти события место в действительности, мы уже никогда не узнаем. А легенды на то и существуют, чтобы придавать и без того загадочной истории еще больше таинственности. Достоверной же датой является та, что приведена в Памятной книжке Могилевской губернии 1909 года, — 8 июля 1908 года. Именно в тот день по Днепровскому проспекту (ныне улица Первомайская) между улицей Жандармской (ныне — Езерская) и Воронцовским переулком (ныне улица Тимирязевская) на земле, пожертвованной городом, состоялась закладка храма.

Могилев. Памятный снимок у военной церкви. 1915 год.

А судя по подписям к сохранившимся фото тех лет, церковь строилась по проекту военного ведомства и предназначалась для нужд военного гарнизона. Об этом же свидетельствует и подпись на снимках времен Первой мировой войны: «Гарнизонная церковь».

В Могилевских епархиальных ведомостях, в № 14 за 1908 год, говорилось, что в торжественной закладке храма участвовал епископ Могилевский и Мстиславский Стефан (Архангельский), средства же на строительство собирались в приходских церквях города, а также по подписным листам.

Три входа и керамический пол

Через пять лет, в 1913‑м, собор был построен — в псевдорусском стиле, в форме креста, с семью куполами и колокольней над входом. Наличие трех входов в храм с разных сторон — своеобразное архитектурное решение, оправдывающее его название.

Могилев. Закладка военной церкви. 1908 год.

Заметка об освящении новой церкви также вышла в Могилевских епархиальных ведомостях, в № 24 за 1913 год: «В воскресенье, первого декабря текущего года, торжественно освящен новоустроенный в г. Могилеве по Днепровскому проспекту каменный храм во имя Трех Святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Новоосвященный храм был переполнен молящимися. На литургии присутствовали: глава губернии, действительный статский советник А. И. Пильц и почти все представители гражданского и военного ведомств в г. Могилеве».

Первым настоятелем храма был назначен Тихон Козловский. При нем, кстати, начали действовать религиозно-нравственные чтения, которые спустя десятилетия возобновили. Несмотря на разрушения храма во время войн и в советские годы, в здании до сегодняшнего дня сохранился оригинальный керамический пол.

…И бриллиантовые серьги фрейлины

События Первой мировой войны в истории Трехсвятского собора имеют особое значение. После того как в 1915 году Могилев стал военной столицей Российской империи, в городе разместилась Ставка Верховного Главнокомандования. Возглавлявший ее Николай II часто вместе со свитой посещал богослужения храма. В дневнике императора осталась даже запись, что однажды фрейлина государыни Анна Александровна Танеева (Вырубова) передала в дар для Могилево-Братской иконы Богородицы бриллиантовые серьги.

Могилев. Вид на город и реку Днепр. 1918 год.

Между прочим, образ Богоматери, именуемый в народе Братским, известен еще с 1655 года. Икона считается чудотворной: людская молва свидетельствует о множестве исцелений перед ней. Не однажды она спасала Могилев и его жителей от разного рода напастей. Например, в 1910 году благодаря усердным молитвам горожан у лика Пресвятой Девы удалось избежать страшного пожара. Из записей протоиерея Михаила Кузменки известно, что 29 августа 1915 года в Могилеве прошло всенародное моление перед иконой о поднятии боевого духа солдат и скорейшем завершении войны.

К сожалению, и эта икона, как и подаренные образа императрицей Александрой Федоровной и старцем Григорием Распутиным, была утрачена. Сегодня в Трехсвятском кафедральном соборе Могилева находится копия древней святыни. 
Но жители верят: святой лик Могилево-Братской Божией Матери так же, как и прежде, оберегает и покровительствует им. Не зря же на гербе Могилевской области почетное место занимает изображение именно этого образа. 
Могилев. Крестный ход. Начало ХХ века.

Восстал из пепла

История могилевского собора, как, наверное, любого храма страны в ХХ веке, не была легкой. И не так страшны были для него войны, как период гонения на церковь в советское время. Как результат — храм дважды закрывали в 1930‑х и 1960‑х годах. Купола демонтировали, колокольню разрушили… И вплоть до последнего десятилетия прошлого столетия в здании размещался клуб завода «Строммашина».

Благодаря многочисленным просьбам верующих храм вернули Русской православной церкви. 21 октября 1989 года на приходском собрании его настоятелем был назначен священник Геннадий Пацевич. При нем проходила масштабная реконструкция и возрождение святыни до былого величия.

Сегодня храм Трех Святителей — это центр православной жизни Могилева, в котором, как и в начале прошлого века, проходят богослужения, совершаются таинства крещения и венчания, возобновлены духовно-нравственные чтения, а еще действует сестричество, открыты воскресная школа и театр «Батлейка»... И вновь звонят колокола, и огромные кресты на куполах благословляют город и его окрестности. Хочется верить, что вскоре на свои места вернутся и исчезнувшие ценности.

Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter