Уникальная книга издана в Минске по заказу Постоянного Комитета Союзного государства

И старец Ипатий, резного дела мастер

ЧТО белорусские ремесленники построили в России? Многие интересные подробности всплывают из глубины веков только сейчас. О них узнаешь из книги «Белорусский след в культуре и архитектуре Москвы», подготовленной минским издательством «Белорусская Энциклопедия им. П.Бровки» по заказу Постоянного Комитета Союзного государства. Предисловие к ней написал Григорий Рапота. В эти дни она выходит из печати. Рассказывает главный редактор издательства Лариса Языкович:

— К примеру, как белорусские мастеровые в XVII веке попадали в белокаменную? Кого–то соблазняли, как бы сказали сегодня, длинным рублем. Кто–то, как монахи Кутеинского монастыря с Оршанщины, все разом перебрались поближе к источнику православной веры — Москве.

фото сергея лозюка

Почему Россия была заинтересована в этих мастерах? В Беларуси под руководством европейских мастеров развивались самые современные по тем временам технологии строительства, оружейного и столярного дела. Во всем этом тогда остро нуждалась Россия, стоявшая на пороге грандиозных петровских реформ. Какие же умельцы были особенно востребованы?

— Новый подход привнесли с собой резчики по дереву, — отмечает Лариса Языкович. — Иконостасы, другие церковные украшения получались у них более выпуклыми по сравнению с традиционной российской резьбой. Эти работы можно видеть в соборах Кремля, Новодевичьем, Донском монастырях Москвы. Фурор произвели мастера–ценинники (изразечники), изготовлявшие на европейский манер яркие блестящие изразцы для печей — кафли по–белорусски. В запасниках Оружейной палаты найдено немало боевых топориков, протазанов, зеркальных доспехов белорусских мастеров. Мастера–ювелиры по особой технологии чеканили из золота и серебра медальоны, кресты, украшенные драгоценными каменьями. Эти работы имеют явственные отличия. То крест изображен наподобие католического, то какая–то надпись либо подпись мастера сделаны на латинице.

Может, поэтому выходцев из Беларуси в различных документах регистрировали как поляков, иноземцев, иноверцев. Хотя встречается и просто: белорус. На рубеже XVII — XVIII веков в Москве работали сотни таких мастеров. В книге приводятся имена около 50 из них. Старец Кутеинского монастыря Ипатий, резного деревянного дела мастер. Из Вильно (сейчас Вильнюс) приехал Костя Андреев, мастер приказа Большого двора... Прекрасные иллюстрации, которыми изобилует книга, явственно показывают, насколько совершенны работы белорусских умельцев. На этом фоне символичен тот факт, что написано это популярное историческое исследование также интернациональным коллективом. В него вошли профессор Белорусского госуниверситета искусствовед Ольга Баженова и целая плеяда работников музеев Московского кремля, в числе которых Ирина Бусева–Давыдова, Светлана Баранова, Мария Николаева, Сергей Орленко, Геннадий Прибытко, а также авторитетный литовский искусствовед Бируте Виткаускене.

«Белорусский след в культуре и архитектуре Москвы» — уже четвертая книга, изданная в этом году издательством «Белорусская Энциклопедия» по заказу Постоянного Комитета Союзного государства. Перед этим были «Франциск Скорина — человек мира», «Жемчужины Беларуси и России», «Ветка. История старообрядчества». Тираж каждой — 1000 экземпляров, они разошлись по крупным библиотекам двух стран, вузам, как поощрительная награда тем, кто внес заметный вклад в белорусско–российскую интеграцию.

— Сотрудничество с Постоянным Комитетом Союзного государства приносит большое моральное удовлетворение, поскольку итогом становятся содержательные, хорошо иллюстрированные книги, служащие укреплению единства наших народов, — подчеркнул директор издательства «Белорусская Энциклопедия» Владимир Андриевич. — Причем инициатором ряда из них стал Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. В следующем году предполагаем издать книгу о деятельности Союзного государства, направленной на развитие научно–технического белорусско–российского сотрудничества, в том числе по союзным программам. Вторая будет посвящена двум знаменитым художникам: россиянину Илье Репину, чья усадьба «Здравнево» на Витебщине уже превратилась в музей, и белорусу Витольду Бялыницкому–Бируле, живописное творчество которого было вдохновлено российской и белорусской действительностью.

BIBIKOV@SB.BY
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter