Грязная бомба

О конференции по ядерной безопасности

Состоявшаяся в Вашингтоне на этой неделе конференция по ядерной безопасности с участием лидеров 47 стран и международных организаций стала еще одной попыткой найти ответы на главные вызовы. Но в то же время и сама конференция, ее формат вызывают вопросы...


Все в мире прекрасно осознают прежде всего опасность ядерного терроризма и расползания ядерных технологий. В этом никого убеждать не надо. Сегодня нужны не красивые декларации, необходима долгая и трудная совместная работа. Кстати, наша страна внесла принципиально важный вклад в дело ядерного разоружения, первой добровольно отказавшись от имевшегося у нее стратегического ядерного наступательного потенциала. Беларусь продолжает играть весомую роль в сфере нераспространения, обеспечения сохранности ядерных материалов и противодействия ядерному терроризму.


Как справедливо заметил в своем комментарии начальник управления информации — пресс–секретарь МИДа Андрей Савиных, «подлинный успех в борьбе с таким глобальным явлением, как терроризм, в том числе ядерный, а также снижение угрозы распространения ядерного материала возможны только за счет коллективных усилий членов мирового сообщества».


На конференции в Вашингтоне много говорилось о том, что сегодня ни одна страна не может в одиночку решать глобальные проблемы. Но услышан ли голос тех государств, которые не только говорят, но и вносят реальный вклад в ядерное разоружение? Вот в чем проблема...


Страшнее «грязной бомбы» могут быть грязные методы в политике, которым необходимо противопоставить взаимоуважение и взаимодоверие всех участников процесса.


Тем более что к настоящему времени оформились контуры внешнеполитического курса Обамы, суть которого — трезвый, прагматичный подход к решению назревших проблем, который в чем–то ассоциируется с позицией госсекретаря Генри Киссинджера (70–е годы XX века).


Рэм Эмануэл, нынешний руководитель аппарата сотрудников Белого дома, по этому поводу заметил, что если мыслить в разрезе «идеалистов» и «реалистов» в международных отношениях, то Барак Обама, пожалуй, «больше реалист наподобие 41–го Буша» (имеется в виду 41–й президент США Дж.Буш–старший).


Стремление к реальному взаимодействию со всем миром продекларировала и госсекретарь Хиллари Клинтон. В своей программной статье, посвященной ядерному разоружению, глава госдепа написала: «Все страны имеют право стремиться к мирному использованию ядерной энергии, но все они также несут ответственность за предотвращение распространения ядерного оружия».


В этом плане саммит по вопросам ядерной безопасности президент США может записать себе в актив, равно как и достижение в сжатые сроки договоренности с Россией о существенном сокращении стратегических наступательных вооружений.


Сегодня ядерное оружие имеют 9 государств, еще 38 стран хранят или производят обогащенный уран и плутоний. Всего же в мире более 2.100 тонн высокообогащенных ядерных материалов, которые могут стать объектом особого интереса со стороны «ядерных террористов». Обама усматривает в этом главную угрозу безопасности США в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.


Президент Соединенных Штатов выступил с предложением разработать договор об обращении ядерных материалов. Согласно итоговому коммюнике вашингтонского саммита лидеры стран–участниц присоединились к инициативе Обамы обеспечить безопасность уязвимых ядерных материалов в ближайшие четыре года.


На встрече в Вашингтоне стало известно, что некоторые государства, например Чили и Мексика, решили полностью освободиться от запасов высокообогащенного урана. Накануне саммита президент Украины Виктор Янукович также обозначил намерение Киева избавиться от высокообогащенного урана к 2012 году.


Президент России Д.А.Медведев сообщил о закрытии последнего реактора (в Железногорске), который вырабатывал оружейный плутоний. В ходе саммита госсекретарь США Хиллари Клинтон и глава МИДа РФ Сергей Лавров подписали протокол к заключенному еще в 2000 году соглашению о ликвидации избыточных запасов оружейного плутония. Выполнение обязательств по этому документу, как сообщил Обама на итоговой пресс–конференции, позволит утилизировать такое количество оружейного плутония (68 тонн), которое достаточно для создания 17.000 ядерных зарядов.


Участники встречи в Вашингтоне указали на необходимость повысить роль международных структур, в первую очередь ООН и МАГАТЭ, в обеспечении ядерной безопасности. Только вместе, сообща человечество способно справиться с этим вызовом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter