«Главный индеец Европы»

Легендарный югослав Гойко Митич снялся в 54 фильмах, но кумиром миллионов стал благодаря ролям индейцев

Во время новогодних каникул в Москве побывал легендарный югослав Гойко Митич. Он стал самым именитым иностранным гостем на XXV Международном фестивале фильмов для детей и юношества. За свою карьеру актер снялся в 54 фильмах, но кумиром миллионов стал благодаря ролям индейцев. Чингачгук, Оцеола, Зоркий Сокол, Черный Барс, Твердая Скала, Медвежий Глаз, Белое Перо и другие образы красивых и смелых краснокожих героев сделали его культовым персонажем 70-х. Накануне отлета Гойко Митича из России корреспондент ИТАР—ТАСС побеседовал с актером о кино и его нынешней жизни.

Апачи  из  колхоза  «Навои»

— Господин Митич, несколько ваших фильмов про индейцев снимали в Советском Союзе…

— У меня остались прекрасные воспоминания о съемках в Бухаре, Крыму и на Кавказе. Снимали мы  и в Белоруссии, в чудных лесах под Минском. В те времена многое было, конечно, по-другому. В экспедиции все были равны: от подсобных рабочих до актеров на главные роли. Председатель жюри актер из Белоруссии Владимир Гостюхин, пригласивший меня в Москву, сказал на закрытии фестиваля, что я звезда. Но я никогда не чувствовал себя звездой. Я просто делал свое дело.

— Легко ли было «загримировать» советскую действительность под американский запад?

— Очень легко. Пространства Советского Союза еще не были утыканы навязчивыми рекламными щитами, как в западных странах. Забавный случай произошел в 1973 году в Узбекистане, где под Самаркандом снимался фильм «Апачи». Предполагалось, что массовку индейского племени мы подберем на месте. Но сколько мы ни зазывали «апачей» из местного колхоза «Навои», народ к нам не шел. Тогда мы обратились к председателю колхоза, который в свое время служил в Германии. Он нам объяснил, что вера запрещает им оголяться. Сошлись на том, что снимать будем в глухой степи, подальше от кишлака. Только там застенчивые узбекские юноши согласились оголить торсы. Когда наши гримеры расписали их тела в индейском духе, парни долго хохотали друг над другом. Кстати, в этом фильме я скачу на председательском коне — хороший был жеребец, породистый.

— А я думал, у «главного индейца Европы» есть любимый конь, на котором он скачет из фильма в фильм…

— Нет. Съемки проходили в разных странах, которые могли бы сойти за американские прерии. Возить за собой животное — слишком дорогое удовольствие. Поэтому лошадей подбирали на месте. Помню, на Кавказе долго искали дикую лошадь серой масти. Мой герой должен был заарканить ее и объездить. На Терском конном заводе вы­брали первоклассного жеребца, который еще ни разу не был под седлом. Но сняли его только в нескольких эпизодах — уж больно норовистым оказался. В сценах, где были диалоги, мне подставляли более смирную кобылу, привычную к свету софитов. Зритель думает, что у моего героя один любимый скакун. Но на деле в каждом фильме приходилось менять по 4—5 похожих лошадей.

Братья  по  крови

— Ваши индейские фильмы видели настоящие индейцы?

— К счастью, да. Я давно об этом мечтал. Но случай подвернулся лишь в 2002 году. Один немецкий студент, проходивший практику в США в фирме «Майкрософт», рассказал коллегам о своих кумирах детства. Потом арендовал кинозальчик и показал фильмы студии «ДЕФА» «Сыновья Большой Медведицы», «Среди коршунов» и «Братья по крови», снабдив их английскими титрами. На просмотр были приглашены этнические индейцы, которые пришли в полный восторг от увиденного и попросили о встрече со мной. В аэропорту меня встречала шумная компания. Одетые в пестрые национальные одежды, индейцы били в тамтамы, пели и приплясывали в мою честь. А их вождь заключил меня в объятия со словами «Мой брат!».

Вечером меня отвезли на большой индейский праздник Вао-Вао. Индейцы выстроились в каре, как для встречи важного гостя. Вождь спел, а меня попросили станцевать. Слава богу, в фильме «Чингачгук — Большой Змей» у моего героя были хореографические номера, которые я в свое время долго репетировал. И я не ударил лицом в грязь, станцевал под бой тамтамов и одобрительные крики племени. Я подарил вождю табак. На пачке было написано: сделано в Германии. Я сказал им: «Индейцы дали миру табак, белые люди привезли его в Европу, обработали, а теперь я возвращаю его на родину». В ответ мне подарили роскошный плед, расшитый вручную замысловатым индейским орнаментом. Было сказано,  что он будет хранить меня от природных стихий и житейских невзгод. Кажется, и впрямь помогает.

— Как думаете, почему индейцы воздали вам такие почести? В Голливуде ведь существует давняя традиция съемок вестернов…

— В голливудских вестернах индейцы изображались жесткими бандитами, которые то и дело норовят снять скальп с хороших белых ковбоев в исполнении любимцев публики Джона Уэйна, Ли Марвина, Гари Купера, Клинта Иствуда и других звезд. Это чудовищная несправедливость. Ведь то, что произошло с индейцами во времена заселения Америки европейцами, — чистой воды геноцид. С доверчивыми краснокожими воинами белые заключили около 400 мирных договоров, но ни один из них не соблюли. И в фильмах киностудии «ДЕФА» индейцы показаны не дикими разбойниками, а сообществом людей, у которых есть своя культура, мораль, этика. Наши фильмы больше соответствуют исторической правде, чем американские.

— В Советском Союзе актеры кино получали за съемки небольшие гонорары. В Германии, наверное, с этим было получше. Легендарный Гойко Митич заработал себе на безбедную старость?

— Если бы я работал не в социалистической ГДР, а с западными компаниями, то у меня, наверное, было бы больше денег. Но я считаю, что счастье не в деньгах. Того, что я имею, вполне достаточно для сносной жизни. Мои житейские потребности вполне сопоставимы с доходами. Для меня в жизни важен другой приз. Когда выходил очередной мой фильм и я ездил с премьерными показами по немецким городам, то меня всюду встречали с транспарантами «Мы приветствуем нашего Гойку!» Это то, что я ценю по-настоящему. Зрительскую любовь не купишь.

— Поэтому, наверное, вы и остались в Германии, хотя и могли выбирать для жительства любую другую страну Европы, а то и Голливуд?

— Да. Своей любовью немцы меня буквально пригвоздили к своей стране. Я мог уехать, особенно в молодости. Но остался. И не жалею об этом.

«Плохой»  серб

— А ведь в 90-е солдаты бундесвера участвовали в военной операции НАТО против вашей родной Сербии…

— Для меня это болезненная тема. Думаю, если бы тогда во главе России стоял Путин, этого преступления не случилось бы. А выпивавшему Ельцину было не до Сербии. Россия молчала, вот НАТО  и обнаглело. Международное право было попрано самым возмутительным образом. Тогдашний министр обороны Германии заявлял, что сербы якобы держат албанских пленников за колючей проволокой на стадионе в Приштине, а президента Югославии Слободана Милошевича сравнил с Гитлером.  И вот недавно я смотрел передачу по одному из центральных каналов Германии. Немецкие журналисты берут интервью у албанцев в Приштине, спрашивают, как это было, когда людей держали за колючей проволокой на стадионе? Албанцы смотрят на них недоуменно и в один голос говорят, что на их стадионе никогда ничего подобного не было. Что тут еще можно добавить?

В Сербии живет мой младший брат Драган. Он юрист. после бомбардировок  НАТО  страна до сих пор не восстановилась: в руинах стоят фабрики, заводы, мосты, жилые дома… Экономике нанесли такой урон, что она никак не встанет на ноги. Когда в 90-е меня спрашивали, кто я  по национальности, я отвечал, что югослав. Теперь говорю, что я плохой серб.

— Почему плохой?

— В Европе теперь принято считать, что сербы плохие люди. Я — серб. Значит, тоже плохой.

Индейцы,  маршалы,  солдаты…

— Как-то это не вяжется с образом благородного Чингачгука. Какие роли вам теперь предлагают играть?

— В последнее время играл русских персонажей. В одном телефильме был маршалом Соколовским, который предъявлял ультиматумы о капитуляции нацистской Германии. Действие картины происходит в послевоенной ГДР, где Соколовский командовал  Группой советских войск. Там вспыхнул серьезный конфликт. Американские и русские танки выстроились друг против друга на линии, разделявшей Берлин на западный и восточный. Ситуация была критической. Стоявшие тогда у власти гражданские чиновники говорили, что нужно открывать огонь на поражение, не важно, что пострадают мирные жители. А Соколовский сказал: «Нет, никто не должен погибнуть. Стрелять будем только в воздух».

Год назад я сыграл министра энергетики России. По нынешним кризисным временам роль знаковая. А еще раньше я играл русских солдат в военных фильмах.

— Ваш индийский шарм сегодня востребован?

— Да, конечно. В последние годы я снялся в четырех или пяти телефильмах по романам немецкого писателя  Карла Мая. Сыграл знаменитого Виннету. Этот же образ я воссоздавал в течение 15 лет на ежегодном театральном фестивале Карла Мая в Бад-Загеберге. После 1024 спектакля я сложил с себя почетные обязанности театрального вождя апачей. Но на этом моя индейская тема не закончилась. В Межленбургском театре я занят в инсценировке по роману Кача Кизи «Полет над гнездом кукушки». Играю там индейца-вождя Бромдена, который в финале лишает жизни обаятельного бунтаря Мак-Мерфи, чтобы никто не видел, каким беспомощным его сделали бесчеловечные доктора.

Вторая моя любимая роль в театре — это грек Зорба в инсценировке романа Никоса Казандзакиса. Я играю потрясающей души человека, который любит жизнь и не боится смерти.

Без  дублера

— После школы вы пошли учиться в Белградскую академию физкультуры. Что в вашей жизни значит спорт?

— Я хотел быть учителем физкультуры, поэтому занимался многими видами спорта: легкой атлетикой, гимнастикой, играл в футбол, гандбол. Входил даже в сборную Югославии по гребле. Позже это помогло мне в актерском деле. Я всегда снимался без дублеров.

В свои 68 лет я не чувствую себя пенсионером. Каждому человеку, если он хочет остаться здоровым, необходимо движение, движение и движение. Я, например, люблю ездить за покупками на велосипеде. Для этого в нашем районе много специальных дорожек. Еще у меня есть лодка на веслах — каик. Летом часто плаваю в местных прудах. Если следить за своей физической формой, то в любом возрасте тело будет с удовольствием откликаться на нагрузку.

— У вас хороший русский…

— В югославской школе русский язык преподавали фундаментально, и я хорошо говорил, но в последние годы у меня было мало практики. Если стану ездить к вам чаще, то все вспомню.

---------------------------------

Из досье

Гойко Митич родился 13 июня 1940 года в югославском городе Лесковец в крестьянской семье. Окончил Белградскую академию физкультуры. В 1960 году дебютировал в кино каскадером в фильме «Ланселот и королева». Первую большую роль сыграл в 1964 году в фильме «Сыновья Большой Медведицы». В 1967-м был выпущен фильм «Чингачгук — Большой Змей», поставленный по роману Д.Ф. Купера «Зверобой». Через год картину закупили в СССР и над одной шестой частью земного шара взошла звезда Гойко Митича. В конце 1960-х — начале 1970-х популярность «кино про индейцев» была сравнима разве что с тарзаноманией 1950-х. Детвора Советского Союза играла поголовно «в индейцев», а по экранам триумфально шли фильмы с Гойко Митичем: «След Сокола», «Белые волки», «Смертельная ошибка», «Оцеола», «Текумзе», «Апачи», «Ульзана». Затем последовал спад зрительского интереса к этому жанру. Ныне Гойко Митич живет в Германии, снимается на ТВ. Среди его театральных ролей: Спартак, Робин Гуд, д’Артаньян. В качестве режиссера поставил несколько детских фильмов. Вся его родня осталась на родине. Мама Гойко Митича умерла от сердечного приступа во время натовской бомбардировки Сербии. Холост. Дочери Наталье 16 лет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter