Формальный призрак

Правила жизни Саши Варламова
Правила жизни Саши Варламова

Так получилось, что школьную форму сам я практически не носил. Во времена моего детства были свои правила в отношении внешнего вида, но к тому, в чем ходить детям в школу, относились лояльно. Время было послевоенное, люди жили достаточно скромно. Я носил то, что сшила мама. Ей пришлось научиться шить — у нас в семье было трое детей. Брюки, рубашки, платья — моим сестрам, пальто — мне... Не потому, что мама была по призванию портнихой, просто надо было выживать. Все это она делала из «взрослой» одежды, отслужившей свое. Потом в хореографическом училище, где я учился, вообще не было никакой формы. Может быть, только для занятий классическим танцем. Помню, что на выпускной вечер я не пошел, потому что у меня не было пиджака. Мама его сшить не смогла, а быть одетым не так, как все мальчишки на выпускном, я не мог.

Сегодня, наверное, любой руководитель, который хочет, чтобы в коллективе была дисциплина, уважение, субординация, вправе требовать от сотрудников своей организации определенной формы. Например, в банке. Ведь банк — сугубо иерархическая организация. Но я не представляю себе форму в среде журналистов, в среде инженеров. В среде людей, чей труд связан с творчеством. Здесь не может быть скованности и ограничений. В творческом процессе они просто невозможны. Если люди создают что–то новое, им нужен воздух.

Нужна ли форма для белорусских школьников? Нужна, чтобы дисциплинировать ребенка, непосредственно указывая на то, чем он занимается в первой половине дня, а именно — умственным трудом. Творческий труд предполагает одежду, подчеркивающую это занятие. Хочет ли он этого сам? Должен ли это делать?

Слово «должен», на мой взгляд, должно быть изменено на слово «хочу». Ребенок сам должен сказать: «Я хочу носить форму. Потому что она подчеркивает мое достоинство и качество моего образования». Форма дисциплинирует, нивелирует имущественную дифференциацию. Но как сказала одна моя знакомая преподавательница, если не будет разницы в одежде, будет разница в обуви, в мобильных телефонах, в украшениях и машинах. Имущественная дифференциация все равно сохранится.

Почему гарвардцы и кембриджцы с удовольствием носят свою форму? Потому что это учебное заведение с серьезными традициями. Каждый человек, окончивший его, обязательно имеет гарантированное рабочее место, свой круг общения. Поэтому, попав в один из этих университетов, люди стремятся подчеркнуть принадлежность к учебному заведению, как бы утверждая, что они лучше, умнее и талантливее других.

Может, поэтому и в Беларуси стоит считать необходимым введение форменной одежды только в самых рейтинговых учебных заведениях. Хотя, когда я вижу учащихся минских школ, колледжей, лицеев и вузов, думаю, что лучше действительно было бы носить форму всем. То, что носят некоторые из них, — одежда для дискотек, но не для учебы. Должен быть все–таки какой–то регламент в этом отношении.

Еще я подумал о том, что если ввести обязательную школьную форму для школьников, то, наверное, точно так же нужно вводить ее и для учителей. А с какой стати учителя будут приходить в разной одежде? Единая форма для школьников влечет за собой единую форму для учителей и преподавателей. По–моему, это логично.

Я согласен с тем, что моделей одежды сейчас не так много. Нет достаточного количества, а значит, и выбора. Три–четыре варианта в столице, а что говорить о сельском магазине? Противники введения школьной формы одним из главных доводов приводят тот, что за ней нужно ухаживать. Ребенок каждый день носит одну и ту же одежду — изо дня в день. Значит, должно быть как минимум два комплекта: один — в чистке, другой — на ребенке. Опять траты...

Один белорусский дизайнер сказал, что его дочь устраивает каждый день истерики, в чем ей идти в школу. Но если ты дизайнер, сделай так, чтобы у нее не было истерик по этому поводу. Дизайнер, заявляющий о том, что он не знает, как сделать так, чтобы его ребенок шел в школу хорошо одетым, расписывается в профессиональной беспомощности.

Я за форму, которая позволяет учебному процессу быть полноценным и не выделять учащихся по имущественному признаку. Но обязательно должны быть выбор, альтернатива и разумная цена.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter