Есть предел дозволенного

Вернуть деньги за некачественные сложнотехнические и дорогостоящие товары станет проще?

Доверяй, но проверяй, советует народная мудрость. А если проверил, но потом стиралка забарахлила, микроволновка начала капризничать, экран телевизора вдруг треснул, а машина стала «линять»? Тут уже опыт предков не поможет — вся надежда на свод правил, именуемых законами. Потребителям стоит искать ответ в профильном документе.


Правда, действующий был принят в 2002 году. Назрел целый пласт пробелов и спорных вопросов, требующих безотлагательного решения. Обновленный проект Закона «О защите прав потребителей» как раз готовят ко второму чтению в Палате представителей. Отдельно депутаты решили расставить точки над «i» в части расторжения договоров покупки-продажи сложнотехнических и дорогостоящих (свыше четырех сотен базовых, или более 9,8 тысячи рублей) товаров. В принципе, сделать это сегодня можно. Но сложно. Вопрос в следующем: упрощать или ужесточать этот путь? Либо действующих правил достаточно?

Для поиска ответа даже созвали круглый стол, чтобы выслушать позиции различных сторон. Пригласили в том числе МАРТ, Верховный Суд, представителей Совмина, Администрации Президента… Правда, мнения и дискуссии предпочли оставить за закрытыми дверями. Позже на сайте Парламента появилось резюме: «При закреплении в проекте закона предписаний, регулирующих вопросы расторжения договоров, необходимо искать компромиссный вариант, который бы не ущемлял права всех сторон». Похоже, к однозначному решению прийти не удалось.

Что есть сейчас? Основной пункт — статья в Законе «О защите прав потребителей» под номером 20. На что вправе рассчитывать покупатель? На замену некачественного товара, на уменьшение цены, на незамедлительное и безвозмездное устранение недостатков или на компенсацию расходов на ремонт. Замена маячит и тогда, когда дефект существенный. Например, исправлению не подлежит. Или по деньгам оно выйдет как треть стоимости товара. Либо растянется более чем на две недели. Или, несмотря на починку, все время треклятая деталь или опция летит. Не хочется возиться — можно расторгнуть договор и потребовать деньги назад. Но, как правило, покупателю сперва советуют обратиться по гарантии в сервисный центр. Потом еще раз. Чтобы взять рублями, порой приходится отправлять проблемный товар на экспертизу и ходить по судам. Только принципиальные и обладающие запасом свободного времени, средств и терпения могут на такое отважиться.

В судах еще берут во внимание две статьи Гражданского кодекса — 445-ю и 473-ю. Они не сильно отличаются от потребительского закона, разве что в последней описывается порядок расчетов при возвращении на склад «неправильного» товара.

У нас так. А как у других? Законодательство Казахстана, Узбекистана и Таджикистана не ограничивает людей в желании вернуть деньги за подобные покупки. При условии, что во время пользования они обнаружили существенные недостатки. В России в течение полумесяца после покупки можно истребовать деньги, если обнаружен несущественный недостаток.

У нас в течение двух недель покупатель вправе возвратить товар ненадлежащего качества или обменять на аналогичный другого размера, цвета, комплектации. При условии, если им не успели воспользоваться и в характеристиках он не потерял, при наличии чека. Правда, автомобили возврату и обмену не подлежат. Как и сложная бытовая техника. Но парадигма может измениться. В бизнес-союзах рьяно защищают производителей и продавцов. Они переживают, что выстроится очередь недовольных товаром. Причем не все возмущения, мол, могут быть по делу. Потребительский экстремизм, поговаривают в деловых кругах, постепенно набирает обороты. Глядишь, производителям придется доказывать, что виноват не завод, а не открывавшие инструкцию пользователи. И ломать голову, что делать с бэушным товаром.

Сопредседатель республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов настаивает: надо детально прописать условия и случаи, при которых можно истребовать деньги назад. Или оставить все как есть. В противном случае риски будут включаться в цену товара, а доверие между производителями, продавцами и покупателями сойдет на нет. Оно нам надо?

druk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Сергей ЛОЗЮК
Загрузка...
Новости