В Минске продолжается Республиканский театральный фестиваль «Перамога». На включенных в программу спектаклях — аншлаги. Минские театры показывают постановки на своих сценических площадках, что вполне логично. А коллег из Бреста, Бобруйска, Гомеля, Гродно и Пинска привечает Национальный академический театр имени Я. Купалы.
Сильное эмоциональное впечатление оставил премьерный спектакль «В списках не значился» Могилевского театра драмы и комедии имени В. И. Дунина-Марцинкевича из Бобруйска по одноименному роману Бориса Васильева. Поставивший его главный режиссер театра Дмитрий Нуянзин сработал на противопоставлении больших смысловых парадигм: жизни и смерти, любви и ненависти, гармонии и хаоса. Происходящее затягивает в эмоциональную воронку и заставляет сопереживать героям. Несмотря на драматичный финал, впечатление остается светлым. Главную роль Николая Плужникова исполнил молодой актер Дмитрий Тужаков, а в образ его возлюбленной Мирры органично вжилась Маргарита Мараховка. Кроме молодых и зрелых артистов, зритель увидел новые работы признанных корифеев труппы — заслуженного артиста Беларуси Александра Парфеновича и Жанетты Зарембо.
Гомельский областной драматический театр представил притчу «Пойти и не вернуться» по повести Василя Быкова в постановке заслуженного артиста России Валентина Варецкого. Здесь тоже в центре внимания любовь, молодые герои в экстремальной ситуации, вопрос нравственного выбора.
Свои версии «Альпийской баллады» Василя Быкова показали на фестивале Белорусский государственный академический театр юного зрителя и Республиканский театр белорусской драматургии.
Нравственный выбор и в центре внимания спектакля «Сотников» Брестского театра кукол с поэтическим жанровым обозначением «неиссякаемая ясность бытия». Эта постановка имеет богатую фестивальную историю, получила хорошие отзывы в прессе. Над спектаклем работала творческая группа из Северной столицы России. Поставил его главный режиссер Большого театра кукол Санкт-Петербурга лауреат премий «Золотая маска» и «Золотой софит» Руслан Кудашов. Осуществить творческий замысел ему помогли художник Марина Завьялова и композитор Владимир Бычковский. Кстати, до этого Кудашов поставил на брестской сцене спектакли «Холстомер» и «Луна Сальери», ставшие участниками и призерами многих фестивалей, а также «Фро» по Андрею Платонову (лауреат IV Республиканского конкурса театрального искусства «Национальная театральная премия»). Несмотря на небольшой хронометраж, «Сотников» — глубоко философский образный спектакль с религиозным подтекстом. Актеры и куклы, необычное художественное решение, религиозные фрески — все работает на главный смысл и идею жертвоприношения Сотникова.
14 мая Гродненский областной драматический театр вынесет на суд столичного зрителя военную драму «Трыбунал» по легендарной пьесе Андрея Макаенка. А завершит фестивальные показы постановка Павла Маринича «Послание из прошлого» Полесского драматического театра из Пинска — трагедия, основанная на реальных событиях, которые происходили в Пинске и Пинском гетто.
pepel@sb.by