Что стоит за этим? Напомним: в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятым в 2011 году и вступившим в силу с 2015 года, обязательным становился документ, подтверждающий соответствие единичного транспортного средства требованиям Таможенного союза. Это касалось и единичных транспортных средств, ввозимых в ЕАЭС физическими лицами для собственных нужд. В связи с этим свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства было включено в перечень документов, необходимых при государственной регистрации автомобиля, мотоцикла. Такой порядок установлен в России, Казахстане.
Однако, учитывая наши реалии, наш Совет Министров принял решение о возможности ввоза физическими лицами единичных транспортных средств для собственных нужд без проведения подтверждения их соответствия требованиям регламента. Отсрочка действовала до 1 июля и вот продлена еще на год. Причина: необходимо завершить в государствах — членах ЕАЭС согласование изменений в технический регламент. Соответствующий проект подготовлен Госстандартом Беларуси еще в 2015 году.
— Предлагаемые коррективы наряду с другими вопросами не предусматривают подтверждение соответствия единичных транспортных средств, ввозимых физическими лицами для собственных нужд на территорию ЕАЭС, требованиям технического регламента ТР ТС 018/2011, — пояснили нам в Госстандарте. — Поскольку в соответствии с законодательством ЕАЭС, принятым уже после утверждения этого регламента, при оценке соответствия продукции заявителем могут быть юридическое или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, если они зарегистрированы в одном из государств ЕАЭС и являются изготовителем или продавцом либо лицом, уполномоченным изготовителем.
Ситуация сейчас такова, что после принятия в ЕАЭС фактически запретительных таможенных пошлин на автомобили старше 5 лет и с объемом двигателя больше полутора литров, ввоз автомобильного секонд–хенда из Европы, США в Беларусь сократился до небольшой доли продаж на вторичном рынке. Чтобы убедиться в этом, достаточно побывать в Ждановичах или Малиновке. Так что индивидуально ввозимые для себя иномарки вряд ли повлияют на безопасность на дорогах и экологию.
КСТАТИ
Любопытные новшества появились в российских правилах дорожного движения. Поправки, которые законодатели внесли в документ, юридически закрепили такие понятия, как «электромобиль» и «гибридный автомобиль», а также соответствующие дорожные обозначения. Появились там и новые знаки: «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств», «Зона с ограничением экологического класса грузовых автомобилей» и табличка «Экологический класс транспортного средства». В российском правительстве считают, что эти меры смогут снизить выбросы вредных веществ в окружающую среду. Также знак «Остановка запрещена» будет теперь распространяться и на маршрутный транспорт вне зоны остановок. Новшества коснулись и велосипедистов: детям до 14 лет разрешено двигаться на двухколесном транспорте по тротуару или пешеходной дорожке только в сопровождении взрослых.
bibikov@sb.by