Подтвердите соответствие

Как нередко бывает, гром грянул внезапно. Имею в виду появившееся на днях требование при постановке на учет в ГАИ вновь пригнанных из–за рубежа иномарок предъявлять свидетельство о безопасности конструкции. Интернет бурно обсуждает нововведение. Это при том, что Юрьев день наступил отнюдь не внезапно. Он лишь несколько раз откладывался.

ФОТО WWW.EXPERTEN.DE

Впрочем, обо всем по порядку. Еще в 2011 году Таможенный союз принял документ, требующий сертифицировать поступающие на общий рынок автомобили и другой транспорт. В его основе — 450 страниц требований и процедур, которым техника, являющаяся, как известно, объектом повышенной опасности, должна соответствовать. Ведь до того на территорию, включающую несколько стран с населением в сотни миллионов человек, завозились и «американки» с особенностями светотехники, и прошедшие не одну сотню тысяч километров «европейцы» вне зависимости от экологического стандарта.

Поскольку все это происходило на глазах автора, позволю себе несколько пофилософствовать. С одной стороны, надо было навести порядок на дорогах. С другой — притормозить ввоз дешевого автомобильного секонд–хенда, чтобы дать шанс отечественному автопрому. И в этом — суровая правда экономики постсоветских государств, оказавшихся на грани кризиса. Так было принято упомянутое решение Таможенного союза, которое должно было вступить в силу в 2015 году.

Вот результат такой политики: в России за несколько лет благодаря иностранным деньгам и технологиям выросли десятки заводов, где собирают вполне приличные легковушки. Хочешь «настоящую» иномарку? Они тоже есть в автосалоне, но существенно дороже. Вся эта техника прошла сертификацию на соответствие требованиям безопасности конструкции в аккредитованных центрах. «Рено», «Киа», «Хундаи» «Форды», «Шкоды», «Фольксвагены» российской сборки беспошлинно продаются и в наших салонах, на авторынке в Ждановичах. А вот ввоз подержанных машин из–за ограничительных таможенных тарифов, принятых в Таможенном союзе, резко упал.

Но Беларусь долгие годы была перевалочной базой подержанных иномарок между Европой и Россией, Казахстаном, перегоном авто живут тысячи людей. Да и своего полноценного производства легковых автомобилей долго создать не получалось. Вот и откладывалось у нас введение свидетельства соответствия требованиям безопасности для физических лиц. Последний раз — до 1 июля 2017 года.

И этот день настал


Что же изменилось с 1 июля? Юридические лица, повторюсь, уже давно получают свидетельства безопасности конструкции на новые иномарки, которые продают. Теперь и частным перегонщиками придется к этому приобщиться. В Минске для этого определены три аккредитованные организации, имеющие соответствующие испытательные лаборатории, компетентных специалистов. Звоню в одну из них — НТЦ «Полигон для испытаний мобильных машин» академического Объединенного института машиностроения. Вот мнение заместителя директораа Дмитрия Сидоренко:

— Уже оформили более тысячи свидетельств безопасности конструкции для юридических лиц, а с недавних пор к нам пошли и простые граждане — в соответствии с требованиями регламента оформлять свидетельство о безопасности конструкции должны те, кто ввозит транспортное средство на территорию Таможенного союза. Вот некоторые из многочисленных требований, которым автомобиль должен соответствовать. Экологический класс — не ниже Евро–4. Светотехника должна быть европейского типа — у американских автомобилей она, как известно, несколько отличается. Если автомобиль такой марки и модели уже получал «Одобрение типа транспортного средства», это одно: значит, эти сведения есть в базе данных Таможенного союза и потребуется выписка соответствующего документа. Если нет — придется пройти экспертизу и испытания в лабораторных условиях.

Более подробно о том, как получить заветный документ, можно прочитать на сайте ОИМ НАНБ.

Что касается расценок, то они в трех точках примерно одинаковы. Самый простой вариант обойдется около 250 рублей, как и освидетельствование мотоцикла. Углубленное обследование стоит примерно 650 рублей.

В сухом остатке


Попробуем подвести итог. Всего за несколько лет у нас был введен НДС на продажи автомобилей юридическими лицами, кардинально возросли таможенные пошлины на ввоз иномарок, появились утилизационный и так называемый дорожный сборы, растет стоимость горючего... И тем не менее автомобильный рынок жив, не уменьшается и количество желающих стать обладателем легковушки. Как на этом фоне расценить введение требований по оценке соответствия регламенту вновь ввозимых иномарок? С одной стороны, появляются новые хлопоты, затраты растут. С другой — это направлено на повышение безопасности на дорогах, поддержание экологического равновесия с учетом перспективы. Ведь автомобиль может эксплуатироваться и 10, и 20 лет.

Впрочем, есть некоторый шанс, что новые требования... вновь будут отложены. В Госстандарте уточнили: вопрос о предоставлении свидетельства о безопасности конструкции единичного транспортного средства при первичной регистрации ввезенных на территорию Таможенного союза автомобилей, мотоциклов на днях опять рассматривался в Правительстве. Редакцию обещали проинформировать о принятом решении.

bibikov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter