Есть ли у Беларуси шанс занять свое место на мировом стекольном рынке

Эра прозрачности

Наступает эра стекла. Функционального, универсального, энергоэффективного. Его стали вновь советовать производителям продуктов питания — оно без вреда для здоровья и Мирового океана. Стекольный рынок будет расти минимум на 7% ежегодно, подсчитали американские маркетологи. Но кто займет там свое место? И есть ли шанс у Беларуси? Поискам ответов на эти вопросы посвящен очередной выпуск специального проекта Агентства теленовостей, вышедшего на этой неделе в эфире канала «Беларусь 1».

На Гродненском стеклозаводе.

«Гомельстекло» — предприятие–эксклюзив. На рынке — 85 лет. За последние восемь воплотило уже несколько крупных проектов. От модернизации старых цехов до создания новых линий. Новейшая появилась здесь в 2016–м — по выпуску энергосберегающего стекла. Буквально на днях с конвейера сошла продукция и нового вида: стекло солнцезащитное. На подходе — стекло мультифункциональное. Начальник участка цеха промышленной переработки стекла ОАО «Гомельстекло» Геннадий Астапович поясняет:

— Энергосберегающее стекло позволяет обеспечивать экономию тепловой энергии в зимний период. А в летний период оно позволяет защитить от воздействия солнечной энергии. То есть помещение не нагревается.

Используют гомельскую продукцию в белорусских холодильниках, легендарных комбайнах, тракторах. Причем для автотранспорта выпускают безопасное небьющееся стекло. За рубеж сегодня отправляют более 80% товаров. После модернизации «Гомельстекло» пробилось в высшую лигу: появился выход на европейские рынки. Только за прошлый год удачные переговоры принесли новых потребителей в Нидерландах, Чехии, Венгрии и Великобритании.

Сегодня сложно представить, что всего несколько лет назад, демпингуя (то есть искусственно занижая цены), конкуренты хотели убрать наш завод с рынка. Но очень вовремя плечо подставило государство. Отсрочка возврата кредитных ресурсов на 3 года дала возможность заработанные деньги тратить на завершение модернизации. Благодаря ей «Гомельстекло» сегодня в пятерке крупнейших европейских производителей, говорит его генеральный директор Иван Протуро:

— Основным условием для оказания финансовой поддержки «Гомельстеклу» и другим заводам республики было максимальное снижение себестоимости продукции. На это нацеливал и продолжает нацеливать предприятия Президент.

Стеклодувы из Березовки к Новому году изготовили уникальные сувениры.

Во время модернизации в Гомеле построили комплекс газоочистки. Итог — двойное снижение выбросов. Пыль шихты теперь улавливается и используется повторно — так экономится сырье. Тем временем тепло стекловаренной печи используется для выработки электро– и тепловой энергии. А это лепта уже в копилку энергосбережения.

Журналист АТН отмечает: стекольная промышленность Беларуси, пусть и не быстрыми темпами, но возвращается к росту. Около десяти лет назад производители стеклотары вошли в период непростых времен, часть компаний с кризисом не справилась и была вынуждена уйти с дистанции. Девальвация российского рубля, крах нескольких американских банков и, как следствие, неспособность рассчитаться по кредитам плюс высокая цена на газ (а ведь это почти половина себестоимости белорусской стеклянной бутылки). Купить тару в России стало намного дешевле, в итоге отечественная отрасль терпела огромные убытки. Надо было срочно поддержать своих. И Президент подписывает известный в стекольной среде Указ № 350. Отечественные производители вздохнули с облегчением. Впрочем, некоторые аналитики продолжают разговор о системной неспособности отрасли конкурировать и о том, что в бизнесе слишком много госактивов.

Всего в Беларуси 4 крупных профильных завода. Гомель ориентируется на стекло прокатное, Гродно — на цветные бутылки (прозрачные бутылки и банки производят в его филиале в Елизово). Борисов — это хрусталь и стекло медицинское. Березовка — хрусталь и стекловата.

Березовка — небольшой городок в Лидском районе с населением около 10 тысяч человек. На основном предприятии — стеклозаводе «Неман» — трудится практически каждый пятый житель региона. За 135 лет были и взлеты, и падения. С очередным падением — в начале 2000–х — пытаются справиться до сих пор. И даже планы закрыть год с рентабельностью в 9% оптимизма предприятию не прибавляют. На нем модернизация была, но ожидаемых результатов не дала. В завод вложили десятки миллионов долларов, однако мода на хрусталь ушла. Мощности единственной работающей печи сегодня превышают спрос, но остановить и ее, значит, оставить без работы несколько сотен человек.

Стеклозавод «Елизово».
ФОТО ВЛАДИМИРА ШЛАПАКА.

Справиться самостоятельно с ситуацией предприятию не под силу. Варианты финансового оздоровления сегодня разрабатывают на уровне Правительства. В приоритете люди. Обеспечить их работой — обязанность государства. И непременное требование Президента. Средняя зарплата по предприятию едва приближается к пятистам рублям. Но даже в это сложное время, подмечают работники завода, выплачивают ее стабильно и в срок.

Каким будет будущее неман-ского завода, сейчас решают в главном строительном ведомстве страны. Министр архитектуры и строительства Дмитрий Микуленок анонсирует реорганизацию завода. Но в каком именно виде, скажут через месяц:

— У нас задача стоит одна: предприятия должны остаться. Есть поручение Президента о том, чтобы сохранить производства как в Борисове, так и на «Немане». Мертвое предприятие никакой выгоды никому не принесет. На борисовском есть новые технологии, которые нужно осваивать. Перспективы абсолютно реальные, четкие: импортозамещение — как минимум на миллионы долларов. Самая большая проблема и для Борисова, и для «Немана» — количество работающего персонала. Должно быть переобучение, люди не должны без работы остаться. Они будут плавно переориентироваться на другие производства, главное — чтобы хотели работать.

Директору Гродненского стеклозавода предприятие досталось тоже далеко не в простом экономическом положении. Юрий Скрипко с отраслью на «ты»: работал на гомельском заводе. Но четыре года назад прописку пришлось сменить. Бизнес–план и способы выхода завода из кризиса со своей командой расписывали два года. Пока предприятие в начале пути:

— Речь не идет о списании долгов. Самую главную задачу мы видим в том, что сами должны научиться лучше работать. Уже получили порядка 2 миллионов долларов прибыли от реализации за 9 месяцев этого года. Идем с небольшим плюсом.

Сегодня стеклозавод отгружает продукцию в основном на внутренний рынок, потребление которого опережает производство. Экспорт тоже есть. Например, нашу бутылку для шампанского хорошо знают в Литве и Молдове. Работают исключительно по предзаказу.

А вот «Елизово» в Осиповичском районе был банкротом еще в начале этого года, долги превышали стоимость самого предприятия в два раза. Простаивали цехи, зарплату задерживали. Сегодня только за сутки здесь выпускают до 800 тысяч штук стеклянной тары, в том числе бутылочек под детское питание. Вернулись достойные зарплаты и социальные стандарты. Начальник стекольного производства Вадим Афанасьев подтверждает:

— Зарплата достойная. Не только для поселка — даже для республики. У меня лично зарплата где–то порядка 1.800 рублей.

Доволен и оператор Сергей Гончаронок:

— У меня зарплата 1.200 — я считаю, нормальная для молодого специалиста. Не нужно никуда ездить, искать подработки, уезжать надолго от семьи.

Если бы не Гродненский стеклозавод, трудно было бы представить дальнейшую судьбу «Елизово». Предприятию нужны были новые площади, чтобы расширяться. Бизнес–план вселял надежду. Государство сделку одобрило. Теперь, несмотря на расстояние 400 километров (от Гродно), это — одно крупное производство. И весьма перспективное, считает заместитель директора по техническим вопросам филиала «Елизово» ОАО «Гродненский стеклозавод» Олег Гербач:

— У нас очень большие планы: модернизация двух наших основных цехов. Первая начнется в начале следующего года. Мы ожидаем увеличения объемов производства, улучшения качества. Должны освоить новый метод для выпуска облегченной стеклобутылки. Он позволит снизить вес изделия где–то на 20%, что соответственно и удешевит его.

За банкротством стеклозавода «Елизово» стояли не просто громадные цифры долга. От его работы зависела жизнь всех жителей одноименного поселка — более 2,5 тысячи человек. А потому за судьбой предприятия наблюдал каждый. Теперь вздохнули с облегчением, признается председатель Елизовского сельисполкома Александр Жданович:

— Стеклозавод поддерживает наши социальные объекты: Дом культуры, школу, детский сад. Если возникают какие–либо проблемы, всегда можно обратиться к его руководству. И находим взаимопонимание.

«Дорожные карты» по всем предприятиям стекольной отрасли подготовят до конца года. Чтобы войти в новый год с четким пониманием, как погашать накопившиеся долги и выходить при этом в плюс. Как успевать за техническим прогрессом, но чтить вековые традиции. Как сохранить уникальность профессии и не стать частью музейных экспонатов. И с пониманием того, как уверенно держать свое место в мировой стекольной элите.

Фото БЕЛТА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter