Практически забытое ремесло росписи по стеклу возродили мастера Березовского и Пружанского районов

Время и стекло

Традиция росписи по стеклу известна еще со времен Древнего Рима — маленькие пластинки с цветными изображениями (в частности, религиозных сцен и христианских символов) часто находят в римских катакомбах. С течением времени и совершенствованием стеклодувного производства роспись по стеклу тоже развивалась, приобретая различные формы — от украшения ритуальной посуды до создания витражей в замках и соборах. Начиная с XVIII столетия она даже конкурирует со станковой (созданной на станке, мольберте). Заказать полотно на холсте дорого, а небольшие картины на стекле — более демократичный вариант, и они постепенно начали «обживать» интерьеры представителей торгового сословия.


Переломным моментом стал период конца XIX — начала XX века, когда живопись на стекле, что называется, ушла в народ: европейские мастерские наладили производство сюжетных стеклянных картин в промышленных масштабах. В это время такая продукция — от пейзажей до пасторальных и религиозных сцен — была доступна по цене и стала очень популярна.

Именно к этому времени относится и появление росписи по стеклу на территории Беларуси. Однако местные мастера, взяв за основу европейскую «матрицу», создали свой неповторимый стиль. Если в немецких и польских стеклянных живописных полотнах в основном представлены бытовые и религиозные сцены, то белорусские народные умельцы, как правило, использовали растительные и орнаментально-декоративные сюжеты, иногда полностью повторяя, например, узоры традиционной вышивки, роспись на сундуках или домотканых коврах. Для рисования применяли прозрачные подкрашенные лаки, масляные и типографские краски. При этом контур изображения прорисовывался тонкой черной линией, а пустоты внутри заполнялись цветом, что делало картинку очень похожей на небольшой витраж. Исследователи отмечают, что краски обычно использовались чистые и яркие, без плавных переходов. Еще одна особенность — подкладка из мятой фольги, которая придавала картинке изюминку и оригинальность.

Возрождение хрупкого искусства

Роспись по стеклу — так называемая «шклинка-маляванка» — украшала сельские интерьеры вплоть до начала 1970-х годов, причем таким искусством занимались многие мастера. Но по мере того как из деревенского быта исчезали домотканые ручники и ткани, стало невостребованным и искусство росписи по стеклу — на смену ему пришли репродукции известных картин на тисненом картоне.

Увы, из-за хрупкости материала старые работы сохранились только в этнографических музеях или частных коллекциях. Тем не менее энтузиасты — этнографы и художники Березинского и Пружанского районов — не дали традиции исчезнуть. Проделав огромную работу и объехав десятки деревень, где жили умельцы, занимавшиеся росписью по стеклу, они возродили этот промысел. Сейчас ему учат в художественных студиях, оригинальные сувениры с удовольствием покупают туристы. Нарисованные на стекле картины органично вписываются в современные интерьеры.

В марте 2023 года традиционная роспись по стеклу Березовского и Пружанского районов Брестской области пополнила Список историко-культурных ценностей Беларуси. Практически забытое ремесло возродили местные мастера, которые сейчас не только сами занимаются таким творчеством, но и обучают уникальной технике детей и взрослых.

bebenina@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter