Елена Спиридович: « Не люблю спешить, не спешу жить…»

Елена СПИРИДОВИЧ («Беларусь 2»): « Не люблю спешить, не спешу жить…»

Известная телеведущая, заслуженная артистка Беларуси Елена СПИРИДОВИЧ удивила с первых минут встречи...
Известная телеведущая, заслуженная артистка Беларуси Елена СПИРИДОВИЧ удивила с первых минут встречи: «Называйте меня просто Елена, давайте без Борисовны. Однажды я уже говорила в интервью: «Для нашей эстрады отчество Борисовна слишком обязывает», поэтому прошу называть меня Еленой или Аленой».

spiridovich.png

Известная телеведущая, заслуженная артистка Беларуси Елена СПИРИДОВИЧ


— Елена, в каких проектах в новом телевизионном сезоне мы вас снова увидим?

— Следующая неделя очень напряженная. С 1 сентября выходит в эфир «Белорусское времечко», пройдут съемки «Белорусской кухни», а также на Дне белорусской письменности предстоит вести церемонии открытия, закрытия…

В эфире «Белорусского времечка», по мере сил и возможностей, буду помогать людям решать их проблемы. Очень люблю эту программу, потому что прямой эфир — это то, что я называю честным телевидением: когда имеет значение, что ты делаешь и говоришь прямо сейчас, в данную минуту. А после передачи возникает чувство (я тоже его люблю), что день прожит не зря.

А что касается проекта «Белорусская кухня», то он не уходил в отпуск. У нас сотни деревень, где живы, здоровы и готовы делиться своими кулинарными секретами бабушки, которые еще помнят, как готовили их прабабушки. Поэтому, думаю, многому могу сама научиться и научить наших зрителей.

— Любите, когда много работы?

— Люблю, но люблю и когда есть свет в конце тоннеля. Бывают такие недели, когда смотрю на календарь и думаю: эту неделю тружусь, выходные тоже, следующие выходные — снова. Порой даже руки опускаются, когда очень много работы и не вижу просвета. А когда понимаю, что вот-вот будет возможность отдохнуть или куда-то поехать, сменить обстановку, то радуюсь и хорошо себя чувствую…

— А дома вы готовите блюда, о которых рассказываете в программе «Белорусская кухня»? Используете деревенские рецепты?

— Конечно. Но не скажу, что прихожу после съемок «Белорусской кухни» и прямо с порога начинаю готовить. Иногда бывают комические ситуации. Например, три дня убиваюсь на «Белорусской кухне», мы там готовим-готовим, с десяти утра и до десяти вечера. Прихожу домой, а муж говорит: «Леночка, а у нас дома шаром покати…» Я на него смотрю и отвечаю: «Готовить я не буду». И муж мой не настаивает. Когда иду на съемки, он иногда готовит что-то сам.

— Насколько знаю, вы больше предпочитаете салаты?

— Да. Но не потому, что очень уж думаю о фигуре. Хотя о ней, конечно, все время надо заботиться. Но праздники никто же не отменяет. Поэтому можно дать себе слабину. Например, очень люблю сладкое. Лучше съем кусочек торта. Или, например, сделаю спагетти с замысловатым соусом.

— Но на диетах не сидите?

— Нет. Просто не ем той еды, которая мне не нужна. Вот и все.

Люблю овощи и фрукты, может быть, потому что по гороскопу я Телец и родилась в год Быка. Получается «двойной бык». В моем холодильнике может целый месяц не быть колбасы или сосисок, но там всегда есть овощи и фрукты. Обязательно имеются кочан капусты, несколько килограммов яблок, помидоров, килограмм винограда, персиков, полкилограмма перцев. И из этого набора ингредиентов готовлю блюда. И друзей угощаю. Им нравится.

— Елена, вы вели много проектов на телевидении, какой из них для вас особенный?

— Все мои проекты, как дети. Нельзя сказать, что какой-то любишь больше, другой — меньше. Просто никогда не работала на проектах, которые мне не интересны. Если прихожу на какой-то концерт, приезжаю на фестиваль — значит, меня на нем хотят видеть, мне это интересно. В ином случае всегда найду слова, чтобы отказаться. Ни на один из концертов, фестивалей, проектов не попадала с помощью связей, знакомств и протекций.

— А помните ли вы свой приход на телевидение?

— Конечно. Вообще, я не собиралась быть телеведущей. Но так сложились обстоятельства. Только пришла работать на телевидение, как мне, молодому журналисту, поручили разработку сценария одной из программ, которую должен был вести опытный диктор. Я трепетно подошла к своей первой работе. До сих пор помню эту удивительную историю. Редакторское задание было такое: сделать ко Дню матери сюжет о матери-героине. Но у меня получилась передача о папе.

В многодетной семье было шестеро детей. Отец их погиб, а мама через какое-то время снова вышла замуж и родила седьмого ребенка. Так вот, я все переиграла, мне захотелось сделать передачу об этом мужчине, который женился по любви на многодетной женщине. Он был во всех отношениях достойным человеком. И я просто стала членом этой семьи, ходила к ним домой, мы вместе лепили пельмени. Там даже двойняшки были, я их научилась различать. А дальше произошло следующее: наступил день записи, заслуженный диктор чуть-чуть опоздал, посмотрел на мой сценарий и сказал: «А у меня пятнадцать минут, в жизни я не прочту, что ты тут написала. Быстренько, в двух словах, расскажи, о чем говорить… О матери-героине будем делать передачу?». Что ему было рассказывать за пятнадцать минут, пока его гримировали? Он меня не очень-то и слушал. В тот момент я дала себе слово, что следующую свою программу буду вести сама…

Довольно часто на кастингах встречаюсь с девчонками, которые хотят «в телевизор». И я их понимаю, их посыл: мол, я, такая красавица, хочу на экран. Не то чтобы я была другая, мне тоже хотелось «в телевизор». Но мой посыл был совсем другим. И с ним я пришла. Не скажу, что сразу все стало получаться. Но когда смотрю свои первые записи, мне за них не стыдно. Каким-то вещам улыбаюсь: если нет профессионализма, то есть искренность; нет костюмированной составляющей, но не отсутствует вкус.

— У вас всегда безупречные наряды. А для «Белорусской кухни» сами их придумали?

— Когда меня пригласили вести «Белорусскую кухню», на первую программу взяла с пяток блузок. Одна из них — действительно произведение искусства. Ручная вышивка, вся в васильках. Эту кофточку когда-то витебское предприятие делало под заказ к «Славянскому базару». Вещь оригинальная, стильная. И когда надо было снимать вторую программу, спросила: «Мне переодеваться?» Продюсер ответила: «Оставайся в этой блузке теперь во всех программах». Но, правда, через полгода мне эта кофточка поднадоела, и зрителям, думаю, подавно.

Судьба забросила меня в Таиланд, я там отдыхала. Зашла в магазин хлопковой одежды и увидела умопомрачительную блузку с «родным» узором. Таец объяснил, что это их национальная вышивка. И я купила эту блузку. Между нашей, белорусской, и тайской блузками различия найти очень трудно. Так я и работаю в «Белорусской кухне» в этих двух нарядах...

— А не хотелось бы вам вести еще какой-нибудь проект?

— Когда? Все концерты, в основном, проходят в пятницу, субботу, воскресенье (смеется). А в понедельник, вторник, среду, четверг я занята в проекте «Белорусское времечко». Еще и «Белорусскую кухню» надо записать. К тому же я женщина, и хотя бы два вечера в неделю должна провести дома. Иначе просто быт начнет со мной бороться. Я люблю заниматься домашними делами, люблю бездельничать, когда у меня все убрано, приготовлено, постирано, поутюжено. И даже если меня в этот момент куда-то позовут, то, пожалуй, останусь дома. Потому что у меня там так все хорошо!..

Но это я сейчас говорю, что не собираюсь вести новый проект. Также у меня было с «Белорусской кухней». Я тоже не собиралась этим заниматься, но ребята-телевизионщики уговорили встретиться в кафе. Они пришли такие вдохновленные, увлеченные проектом! Я на них смотрела и думала: «Какие ребята хорошие!» И еще не знала, какая это будет передача, что получится. И получится ли вообще. Но поняла, что еще раз хочу встретиться с этими людьми, потому что у них в глазах огонь. Потому что они хотят делать то, что им очень нравится. Значит, все будет хорошо.

— А какие телепрограммы вы предпочитаете смотреть?

— Без сомнения, новости. Не все ток-шоу смотрю, но иногда цепляет, когда не сильно кричат. Люблю аналитические программы, смотрю их на разных каналах, потому что понимаю: истина всегда где-то посередине. Музыкальные программы… Люблю, когда они красиво оформлены. Обязательно смотрю канал «Культура». И фильмы. Люблю детективы, но не кровавые, а такие, как, например, «Пуаро», где психология, хорошая актерская игра, чудесный реквизит. Там все так «вкусно», хорошо сделано. Восхищаюсь работой художников, гримеров. Иногда могу перестать смотреть кино, потому что вижу, как плохо загримированы артисты. Мне становится неинтересно. Понимаю, что если тут слабина, то она будет и в другом...

— Ходите в кинотеатры?

— Да. Стараюсь не пропускать премьеры. К тому же я восемь лет вела открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». И сегодня дружна с Марком Григорьевичем Рудинштейном, который до сих пор проводит детский фестиваль «Кинотаврик» в Сочи. И вот уже пятнадцать лет подряд, с 30 октября по 10 ноября, меня нет в Минске. Я в Сочи, являюсь членом жюри этого фестиваля. Там смотрю много детского кино, все новые мультфильмы. Коллеги посмеиваются: «Ну, Спиридович совсем сдетинилась. Уже пятый мультик смотрит, из зала не выходит». А мне так нравится! И Сочи люблю именно в эту осеннюю пору, когда уже на курорте нет людей. В Минске в ноябре идет мокрый снег, а там еще плюс двадцать.

— Как вы относитесь к тому, что вас наши читатели считают самой известной ведущей страны?

— Да бросьте! (смеется). Мне нравится, когда со мной здороваются на улице незнакомые люди. Некоторые коллеги от этого страдают. Их узнают, но они бы предпочли, чтобы этого не было, потому что люди начинают ругать какую-то программу либо все телевидение.

Но ко мне всегда подходят позитивные собеседники. В последний год это чаще женщины, которые начинают меня расспрашивать: «Когда вы делали мачанку, я не совсем поняла, как там надо…» А я уже не помню, когда это было, потому что мы пишем программы на месяц, на два вперед.

Но собеседницы говорят хорошие слова, и мне это нравится. А иногда просто люди здороваются, а я отвечаю им. Получаю от этого удовольствие. Они же почему меня узнают? Потому что смотрят программы, которые я веду, смотрят мой телеканал. Значит, мы все делаем правильно. В этом есть корпоративная гордость.

— Елена, часто ли бываете в глубинке? Есть ли у вас в деревне родственники?

— Моя мама родилась в Гродно. А папа — из Березино. Там живут мои родственники. Но в Березино давно уже не была… Там бабушка похоронена. Она дожила до ста одного года, царствие ей небесное. Вторая бабушка прожила девяносто один год...

В Березино все мое детство прошло. Тянет, конечно, туда иногда. Помню и пляж, и реку. Сейчас там все поменялось...

Кстати, совсем недавно вела праздник в «Зубренке», который отмечал 45-летие. А ведь в этот лагерь ездила не один год, когда еще была пионеркой. Походила по берегу Нарочи, пытаясь что-то вспомнить: тропинки, места. Наверное, было мало времени перед концертом, потому что не нашла ничего, за что можно было бы зацепиться. И так мне стало обидно! Даже подумала, что специально съезжу еще раз в «Зубренок», чтобы у меня было время там походить...

— Приходилось ли тесно общаться с сельскими жителями?

— Конечно. На фестивалях, праздниках. Я же вела очень много туров, например, «За сильную и процветающую Беларусь», «Квітней, Беларусь!» Мы колесили неделями, концерты проходили не только в больших, но и малых городах, деревеньках. Получали массу удовольствия от гостеприимства и радушия людей, эти встречи помнятся до сих пор.

— Я знаю, что у вас есть дача. Чем там занимаетесь?

— Да, в Острошицком Городке. Сажусь в машину, пять песен успею прослушать — и уже на даче. Там занимаюсь кулинарией. А грядками, теплицей и ландшафтным дизайном — отец и муж.

На даче я действительно отдыхаю. Туда очень любят приезжать наши друзья. Собирается большая компания. Я люблю накрывать на стол, готовить на мангале.

В теплую пору мне нравится отдыхать в Беларуси. В последние годы у нас такое лето хорошее, что грех куда-то уезжать. А вот закончится январь, схлынут важные дела, и на две недели укачу туда, где буду по песочку босиком ходить. Так уже продолжается более пятнадцати лет.

— А кто ваши друзья?

— Если это настоящая дружба, она не предполагает некоего снобизма: на этой неделе дружу только с начальниками, а на следующей только со звездами белорусской эстрады. Мои друзья — разные люди, разных профессий. Это и медиа-персоны, и врачи, и педагоги, и те, кто трудится на земле.

— Читала, что вы никогда не врете. Это правда?

— Стараюсь этого не делать. Не потому, что я суперчестная. Или особенная. Просто мне так лучше. Даже дело не во вранье. Не имею обыкновения об отсутствующих людях говорить то, чего не могла бы сказать им в лицо. Это очень хорошее правило. И оно гарантированно не позволит попасть в неудобную ситуацию.

— Видно, что вы оптимистка. Как вам это удается? Поделитесь секретом.

— Это правда, я оптимистка, несмотря ни на что. Все дело во внутреннем состоянии. Когда у меня спрашивают: «Как жизнь? Как дела?», отвечаю: «Думаю, что хорошо». Наша жизнь складывается так, как мы думаем о ней. Имеет смысл думать хорошо, тогда и будет все хорошо. Убеждена, хороших людей в этом мире больше, чем плохих. И возможностей, и поводов, чтобы порадоваться, удивиться, побыть несколько минут счастливой, очень много в жизни. Только надо просто смотреть внимательно, оглядываться, не бежать, как лошадь в шорах. Надо уметь останавливаться, когда тебе хорошо… Не люблю спешить, не спешу жить. Когда человек останавливается, оглядывается вокруг и думает: «А что здесь есть хорошего?» — он обязательно хорошее найдет.

— Елена, спасибо вам за интересный разговор. Будем с удовольствием смотреть проекты с вашим участием!

Вера ГНИЛОЗУБ, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter