Отечественные производители осваивают новые рынки и занимают высокотехнологичные ниши

Экспорт вышел ростом

Беларусь достойно справляется с последствиями введенных санкций: наши поставки за рубеж растут. И в будущем году мы планируем не менее чем на 20 % увеличить свое присутствие в странах дальней дуги, продолжая наращивать сотрудничество со странами ЕАЭС, а также с Китаем, другими нашими стратегическими парт­нерами. Причем, как отмечал Президент, не надо игнорировать никакие рынки. Сможем работать на Западе, значит, будем это делать. На Юге, Севере, Востоке — везде, где может быть востребована отечественная продукция, мы должны быть представлены. И серия последних визитов белорусского лидера в государства Азии и Африки свидетельствует о том, что Александр Лукашенко задает внешнеполитический вектор, а дальше — время предприятиям и организациям воплощать договоренности на высшем уровне в жизнь.


Александр Лукашенко:

— Нам в прошлом году удалось пре­одолеть негативные тенденции и вый­ти в денежном выражении на положительные результаты по экспорту… Нам надо думать, как наращивать экспорт. Экспорт — это валюта, без которой страна и экономика жить не могут, тем более что Беларусь имеет экспортно ориентированную экономику. Половину того, что производим, мы должны будем продать, чтобы нормально жить.

5 января 2023 года, из выступления на совещании по экспорту белорусских товаров.

Качество гарантируется

Все чаще среди бескрайних просторов ряда стран Африки, кроме слонов, можно увидеть белорусские тракторы и другую технику. Сеялки, комбайны, культиваторы — ОАО «Лид­агропроммаш» производит более 25 наименований техники, способной трудиться в различных климатических условиях. Поставки сеялок СТВ и СПУ налажены в Зимбабве, Кению, Того, а также в Буркина-Фасо. Технический уровень наших машин соответствует мировым аналогам, а специалисты говорят о высокой доле наукоемкой продукции. Как удалось победить санкции, расширить географию поставок? 

Заметим, продукция акционерного общества на складах не пылится: почти вся она изготавливается под заказ и реализуется, как говорят, с колес. Директор ОАО «Лидагропроммаш» Эдуард Шалль подкрепляет заявление цифрами: 

— Рентабельность производства составляет более 15 %, а объемы выросли к 2018 году более чем в 3 раза. Большая часть продукции, до 70 %, остается на внутреннем рынке, однако высокое качество сельхозтехники давно оценили и за пределами страны. География поставок обширна: Российская Федерация, Казахстан, Узбекистан, страны Африки. Экспорт за 9 месяцев этого года вырос на 5 % по отношению к 2022-му.

Предприятие за рубежом проводит сервисное обслуживание, обеспечивает клиентов комплектующими и запасными частями, подчеркивает директор предприятия:

— Свой выбор наши иностранные партнеры обосновывают тем, что эта техника полностью отвечает требованиям их аграрного сектора, а также подходит по соотношению цены и качества. Недавно в Лиду приезжала делегация из Зимбабве для прохождения обучения у нас.


Начальник цеха изготовления посевной техники Павел Микиянец как раз работал с гостями:

— Они были рады предоставленной возможности своими руками полностью разобрать и собрать новую сеялку. Среди приезжих были представители сервисной службы, фермерских хозяйств, агрономии. Они интересовались технологиями земледелия и машинами, которые их обеспечивают. 

В ОАО «Лидагропроммаш» трудится более 400 человек. Заместитель директора по производству Егор Резников предлагает пройтись по цехам предприятия:

— Всего у нас действует пять производственных подразделений. А начиналось все в далеком 1958 году с работы авторемонтного завода на базе машинно-тракторной станции. В 1992-м произошло перепрофилирование производства на сельскохозяйственное машиностроение, а в начале 2000-х ноу-хау предприятия стал выпуск зерноуборочного комбайна «Лида-1300». С тех пор линейка выпускаемой техники расширяется и совершенствуется. На многие позиции очередь расписана на месяцы вперед.


Глобальные тренды

Аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин подчеркивает, что глобализация — не просто некие надгосударственные надстройки, а прежде всего возможность поставки своих товаров и услуг в любую точку планеты благодаря выстроенной логистике и достаточным финансам. Беларусь сегодня старается использовать в своих интересах такие механизмы, прорабатывая новые возможности развития своего экспорта на новых направлениях. Нам интересны прежде всего страны с большой плотностью населения и высоким потребительским потенциалом для наших товаров и услуг. 

Это очень важно, так как наша страна производит гораздо больше, чем может потреблять на своем внутреннем рынке, поэтому является экспортно ориентированной. Поиск новых рынков сбыта и выстраивание прозрачных и стабильных логистических цепочек является жизненно необходимым условием эффективного функционирования нашей экономики и социальной сферы. Именно поэтому Президент задает очень высокие темпы коммуникации и сотрудничества с потенциальными парт­нерами. 

В Азиатско-Тихоокеанском регионе безусловным ориентиром для Беларуси является Китай, с которым у нас благодаря национальным лидерам Александру Лукашенко и Си Цзиньпину сложились и активно развиваются не только партнерские, но и дружеские отношения.

Та черта, на которой сегодня находятся отношения Беларуси и КНР, еще некоторое время назад казалась нереальной, считает генеральный директор Национальной библиотеки Вадим Гигин. Китай полностью заместил долю Украины в нашем товарообороте. Раньше в доле экспорта Украина была на втором месте после России, сейчас — Китай. Планка почти 6 миллиардов долларов достигнута, и это не предел. Посмотрите, как растет товарооборот с Россией за последние два года — уже 50 миллиардов долларов, и будет больше. То же самое мы можем делать и с Китаем, особенно учитывая наше общее пространство с Российской Федерацией. 

Наши поставки в Поднебесную с каждым годом прибавляют. И это касается не только калийных удобрений и продукции химической промышленности, но и аграрной, и многого другого. Например, успешный проект у нас с Geely. Китайско-Белорусский индустриальный парк — 120 резидентов, 1,4 миллиарда долларов прямых инвестиций. Но это тоже не полностью реализует тот потенциал, который имеется и у парка, и у наших общих предприятий, считает Вадим Гигин. Еще могут быть вложения в туристическую и транспортную отрасли Беларуси, и надо более активно привлекать китайских производителей. 

Регионы притяжения

Рынок Центральной и Юго-Восточной Азии также крайне интересен для страны — не случайно Вьетнам и Узбекистан оказались в программе недавнего рабочего и официального визитов делегации Правительства Беларуси. Вьетнам — это рынок более 100 миллионов человек, который быстро развивается и нуждается в технологиях и товарах. А строить новую экономику всегда лучше с проверенными друзьями. Пандемия немного притормозила это движение, но сегодня на пути зеленый свет. Ориентир — взаимный товарооборот в миллиард долларов, и отметка в 500 миллионов будет достигнута уже в этом году. 

Премьер-министр Роман Головченко отметил, что Беларусь признательна руководству Вьетнама за готовность к сотрудничеству в новых условиях и стремление к выстраиванию и развитию взаимовыгодных отношений. Нам нужно найти новые резервы для роста взаимной торговли, считает белорусский Премьер-министр. Действительно, вьетнамский рынок огромный по своей емкости и, самое главное, далеко не до конца насыщен. Более того, эта страна является одной из ключевых в АСЕАН, и Беларусь может рассчитывать на использование этой площадки для контактов с другими государствами этой ассоциации, считает Алексей Авдонин.

Большой интерес для белорусского экспорта представляют Индия, Южная и Северная Корея, страны Центральной Азии. Останется и будет развиваться как центр притяжения инвестиций Ближний Восток. Именно там находятся стратегические геополитические и логистические узлы, через которые проходит не только морской транспорт с товарами со всего мира, но и огромные финансовые потоки. Весьма перспективной для нас является и Африка, особенно с учетом итогов переговоров нашего Президента с лидерами ряда стран. К тому же Центральная и Южная части этого континента в ближайшее время будут показывать стремительные темпы экономического роста — от 7 до 10 % в год. Куба и Карибский регион являются нашими партнерами еще с советских времен, и эти рынки надо не только традиционно поддерживать, но и активно развивать. 

Огромный потенциал имеет для нас Южная Америка. Бразилия, Аргентина, Венесуэла и другие латиноамериканские страны становятся все более интересны крупным международным инвесторам, и это будет определять динамику экономического развития этих государств. И наша задача продолжить закрепляться там. Дело в том, что огромное количество денежных ресурсов скопилось сегодня у транснацио­нальных корпораций и международных финансовых структур, и они ищут выгодные точки вложения этих средств. Поэтому приоритет у нас сегодня отдается развитию товарных рынков в Африке, Латинской Америке, Азиатско-Тихоокеанском и некоторых других регионах, отмечает Алексей Авдонин.

Белое золото 

С каждым годом Беларусь производит все больше молочной продукции. Потребности внутреннего рынка давно обеспечены, а растущие объемы позволяют наращивать экспорт, зарабатывая валюту. Во время республиканского семинара-совещания о развитии животноводства, прошедшего в конце сентября в Солигорске, Глава государства четко обозначил задачу — до конца этого десятилетия полностью перейти от старых ферм к современным комплексам: «Модернизацию животноводческих объектов необходимо продолжать. В этих целях принят указ о строительстве (реконструкции) в 2023—2024 годах по десять молочно-товарных комплексов в каждой области».


На Брестчине к достижению поставленных целей наиболее близки. За 11 месяцев в регионе получили почти 2 миллиона тонн молока, добавив 9 % к аналогичному прошлогоднему периоду. 84 % дойного стада содержат на высокоэффективных комплексах, в этом году под ключ сдают еще 35 таких объектов. 

Один из флагманов отрасли — Кобринский маслодельно-сыродельный завод — в прошлом году довел экспорт до 110 миллионов долларов с ростом на 40 % к предыдущему сезону. Директор открытого акционерного общества Руслан Чиботарь ­отмечает, что в нынешнем году по объемам снова прирастают. Стратегия проста: наравне с традиционными, полюбившимися покупателю продуктами осваивать производство инновационных. 

Фишка уходящего года — сухая смесь «Нова вита», представляющая собой сбалансированный продукт диетического питания для оптимальной поддержки организма. Он показан при невозможности самостоятельного приема пищи, используется для питания онкобольных после операций, эффективен также в качестве нутритивной поддержки здоровых людей при больших физических нагрузках.


От инициативы, с которой к кобринским специалистам обратилось руководство Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова, до промышленного производства прошло около двух лет. Сегодня продукт востребован не только в Беларуси. Им заинтересовались в России, Азербайджане, ­Узбекистане. 

Экспорт молочной продукции ОАО «Кобринский МСЗ» превышает 80 % от объема ее выпуска. Основные потребители — российские регионы. Для наращивания производства предприятие развивает сырьевую зону. Не так давно в ОАО «Батчи» Кобринского района введен в строй современный молочно-товарный комплекс «Девятки» на 1200 голов дойного стада. В этом году кобринские хозяйства еще больше подставляют плечо своему переработчику. В начале ноября в ОАО ­«Радонежское» сдан в эксплуатацию новый МТК, в ближайшее время такие же объекты заработают в ОАО «Агро-Кобринское» и ОАО «Покровский». 

Председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома Анатолий Щупленков полагает, что по сравнению с прошлым сезоном производство молока увеличится существенно — до 2,15 миллиона тонн: 

— Это даст возможность еще больше нарастить экспорт, который уже превышает 70 % от общего объема молочной продукции. Мощности наших перерабатывающих предприятий рассчитаны на 2,6 миллиона тонн сырья в год. В 2023-м производство цельномолочных продуктов они увеличили на 10,6, масла — на 19,3, сыров — на 4,6 %. 


В нынешнем году, как сообщил первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Сергей Федченко, впервые в истории в нашей стране будет получено 8 миллионов тонн молока. По его производству на душу населения мы входим в пятерку мировых лидеров с результатом 853 килограмма. Потребляем в среднем 238 килограммов на человека. Остальной объем идет на экспорт с добавленной стоимостью.

Подход — мобилизационный 

По данным Министерства экономики, на 2024 год ВВП запланирован на уровне 103,8 %. Рост экономики будет обеспечен при помощи реализации трех программ: производственной, экспортной и инвестиционной. В промышленности предусматривается увеличение объемов производства на 3,5 % за счет дозагрузки существующих мощностей и ввода новых. В сельском хозяйстве планируется увеличение на 5,6 %. В экономику будет инвестировано около 47 миллиардов рублей, которые направят на жилье, инфраструктуру и в реальный сектор. 

Прирост экспорта планируется обеспечить за счет наращивания поставок продукции нашим основным торговым партнерам — России (до  26 миллиардов долларов) и Китаю (до 2,5 миллиарда долларов), а также на рынки стран дальней дуги. Реализация этих программ позволит обеспечить увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения на 3,5 %. 

Взаимный интерес

Латинская Америка интересна в том числе для наших сельхозпроизводителей, говорит доктор экономических наук Ирина Новикова. Продовольственная безопасность любой страны напрямую связана с удобрениями. Ведь хорошо подготовленная почва — залог богатого урожая, это хлеб для людей и корма для животных. Поэтому калий — наш стратегический товар, и Беларусь на мировом рынке является одним из ведущих игроков: до 2022 года наша доля в мировой торговле калийными удобрениями составляла 20 %. 

Давайте построим логическую цепочку: кому хуже от санкций в отношении белорусского калия? Дефицит удобрений на мировых рынках приводит к их удорожанию, а значит, сокращению использования, снижению урожайности и росту цен на продовольствие. А это очень опасная ситуация, грозящая масштабным голодом. К чему ведут голодные бунты, лучше не вспоминать, и об этом хорошо знают на Западе. Так стоит ли затевать сейчас санкционные игры?

«Сделано в Беларуси» — бренд, который сегодня выбирают покупатели многих стран западным ограничениям вопреки. И не только потому, что он соответствует высоким требованиям качества. Позиция и усилия Президента по развитию внешнеэкономической деятельности страны показывают всему миру — Беларусь расширяет географию своего экспорта и выходит за формат взаимодействия «купил — продал». Поставляя автомобили, тракторы, комбайны и другие товары, механизируя сельское хозяйство и развивая промышленность в различных регионах мира, мы даем людям в тех государствах возможность самостоятельно производить продукцию, создавать рабочие места и повышать уровень жизни местного населения. А если богаче становится наш партнер, то и наше сотрудничество с ним будет и дальше выходить на более высокие уровни. 


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter