Легко ли купить органическую продукцию

Эко надо знать

Здоровое питание становится не просто трендом, а стилем жизни. О том, что безопасное и качественное питание вызывает высокий интерес и у жителей нашей страны, говорят результаты недавнего социологического исследования “Отношение белорусов к продуктам органического сельского хозяйства”, выполненного по заказу Центра экологических решений Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента: 37% жителей крупных городов, принявших участие в опросе, признались в готовности приобретать органические продукты, 19,5% рассказали, что уже совершают такие покупки. Относя себя к числу заинтересованных в здоровом питании, задалась целью приготовить ужин исключительно из органических продуктов, а заодно проверить, так ли легко их найти на прилавках гипермаркетов. Тем более именно эти объекты участники опроса назвали основным местом для поиска подобных товаров.
Фото Алексея Вязмитинова

Прежде чем отправиться за покупками, советуюсь, как выбрать органические продукты, с экспертом Центра экологических решений Дарьей Чумаковой:

— Покупатель должен быть крайне внимателен: сегодня много продукции с надписями “эко”, “био”, “натуральный продукт”, “содержит натуральные экстракты” и так далее. Такие надписи, безусловно, привлекают внимание потребителей, но не гарантируют качество и безопасность продукта. У данного явления и отдельный термин есть — “гринвошинг”. Он означает намеренное введение граждан в заблуждение относительно экологичности товара или услуги. Как не попасться на подобные маркетинговые уловки? Надо не лениться читать состав, потому что только там можно найти единственную правду о продукте. Посмотреть, есть ли там те компоненты, которые обещаны производителем на лицевой стороне упаковки. Сравнить его с составом рядом стоящего продукта без аналогичной надписи — они могут быть совершенно идентичны, но один продукт будет стоить дороже второго.

Помочь в выборе товаров органического происхождения, безусловно, может наличие на упаковке признанной специализированной экологической маркировки вроде “Европейского цветка”.

— Подобная маркировка гарантирует, что третья сторона подтвердила — данные продукты получены в результате органического земледелия, процесс переработки соответствовал определенным критериям, что на упаковке не применяется агрессивная реклама, продукт отвечает всем заявленным требованиям. Но следует учесть, что иногда встречаются фальсификаторы — даже признанная экологическая маркировка наносится без прохождения соответствующей сертификации, просто рисуется как картинка, — предупреждает эксперт. — Поэтому нужно знать, как правильно она оформляется. Во-первых, маркировка должна быть и на лицевой, и на оборотной сторонах упаковки. А во-вторых, внизу под логотипом должен быть номер сертификата. Он уникален, и у потребителя есть возможность проверить, действительно ли сертифицирован этот товар, введя этот номер на сайте сертифицирующей компании.

Вооружившись знаниями, отправляюсь в ближайший гипермаркет. Останавливаюсь у полки с крупами. Названия “эко” и “био” встречаются на каждой второй упаковке с рисом, гречкой, пшеном... Но не спешу бросать что-либо в корзину. Ищу заветную маркировку. “Гречка с европейским экосертификатом” — гласит надпись на лицевой стороне красивой картонной упаковки. Рядом подтверждающий это зеленый лист с номером сертификата. Цена вопроса — 7,29 рубля, в то время как обычная гречка в прозрачном пакете стоит 1,29. Что насчет макарон? С сертификатом только одни — венецианские спагетти по цене 9,65 рубля за полкило. Хотя на полке немало упаковок с привлекательными надписями и картинками “без ГМО”, “только из твердых сортов пшеницы”, “натуральный продукт” по привычной цене 2—3 рубля.

Подхожу к стеллажу с подсолнечным маслом. Полки заставлены бутылками по цене от 1,69 до 2,99. Обращаю внимание на стеклянную пол-литровую бутылку за 14,65 рубля — сертифицированная французская “органика”. Ищу маркировку на рыбных и мясных продуктах. Но безуспешно. Не поставила бы цель найти исключительно органические товары, взяла бы аргентинскую мерлузу “из чистых вод океана, без фосфатов” или полукопченые колбаски “без ГМО, сои, глютена, глутамата натрия, фосфатов”. Но раз нет международных сертификатов, оставляю в стороне — приготовлю вегетарианский ужин. Тем более что натыкаюсь на баночку итальянских протертых органических томатов — 6, 79 рубля за пол-литра. Обычная томатная паста стоит около 1,5 рубля.

В итоге “органический” ужин получился. Правда, скромное блюдо из спагетти с томатным соусом обошлось почти 16,5 рубля. Если бы готовила из обычных продуктов, потратила бы не более 3,5.

Все обнаруженные мной в гипермаркете “правильные” продукты оказались импортными. Может, богаче на местную продукцию органического производства специализированные экологические магазины? Захожу на интернет-страницу одного из них. Здесь существует четкая градация: импортная продукция с международной сертификацией, фермерская продукция и продукты, выращенные фермерами по органическим технологиям. Местных органических продуктов не так много. Оно и неудивительно: в стране не более 20 крупных сельскохозяйственных, фермерских и других организаций занимаются производством органической продукции. Производят в основном ягоды, овощи, козье молоко и йогурты, зерновые культуры, прудовую рыбу. С принятием закона

“О производстве и обращении органической продукции” — проект рассмотрен и одобрен в первом и втором чтении в Палате представителей Национального собрания — ожидается: таких производителей станет больше. В первую очередь, потому что будет создана национальная система сертификации — получить ее будет намного проще и дешевле, чем у зарубежных компаний. Узнать сертифицированную продукцию можно будет по знаку “Органический продукт”.

— Сегодня существует некое смешение понятий “органические” и “фермерские” продукты, — говорит директор Центра экологических решений Евгений Лобанов. — Это, безусловно, играет против производителей “органики”. Они вкладывают больше сил, средств в сравнении с обычными фермерами, но не получают заслуженной доли рынка. Принятие закона, надеюсь, ограничит использование таких слов, как “эко”, “био” и аналогичных, вводящих покупателя в заблуждение, и оставит “органический продукт” в более привилегированном эксклюзивном положении.

Цены на органические продукты в интернет-магазинах не намного ниже, чем в гипермаркетах. Например, стограммовая шоколадка — 6 рублей, литр голубичного нектара —  26 рублей, 600 г овсяных хлопьев — 6 рублей. Ценны и фермерские продукты, хотя и без специальной сертификации: 4 рубля за десяток яиц, 13 рублей за кило курицы, 16 рублей за кило гуся. Но сегодня потребитель готов платить за качество. Основатель интернет-магазина “ЭкаЕжа” Надежда Соболевская рассказывает, что за последние 5—6 лет у белорусов колоссально поменялось отношение к органической продукции:

— Когда мы только пришли на рынок, люди очень агрессивно относились к этой теме, думали, что их обманывают, предлагая, казалось бы, те же товары по более высокой цене. Сейчас интерес к теме органической продукции возрастает. Причем он наблюдается и со стороны крупного бизнеса. В течение последних двух лет органической продукцией начали интересоваться крупные торговые сети. Правда, наши фермеры не всегда могут соответствовать требованиям сетевой торговли, им требуется дополнительная помощь и поддержка, чтобы выйти на такой рынок.

Как показало социологическое исследование, белорусы заинтересованы в приобретении органических фруктов, овощей, мясных и рыбных изделий, яиц и молочных продуктов. Причем большинство из респондентов готовы покупать такие товары, если они будут дороже обычных на 10%. А вот если цена возрастет на треть, желающих будет лишь около 30%, если в два раза, 13—14%. То есть, мы готовы искать и покупать более полезные и здоровые продукты, но только по разумной цене. И это должны учесть те, кто готов заниматься производством органических продуктов у нас в стране.

ДОСЬЕ “НГ”

Органическая продукция — это продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности, изготовленная без использования пестицидов и минеральных удобрений, регуляторов роста, искусственных пищевых добавок, а также без использования генетически модифицированных продуктов и имеющая специальную маркировку.

mila@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter