Многофункциональные платформы
— Приложения для коммуникации сегодня во многом предлагают похожие услуги. Является ли это пределом их развития? Как в Viber видят новый виток расширения конкурентных преимуществ?— Дать людям возможность общаться и быть на связи 24 часа 7 дней в неделю — главная задача таких приложений. Поэтому функционал мессенджеров во многом схож. Но нельзя сказать, что все приложения для общения предоставляют пользователям одинаковые возможности. Например, в Viber можно не только переписываться в личных или групповых чатах, но и совершать бесплатные видео- и аудиозвонки, в том числе и групповые, использовать версию для компьютера, создавать и улучшать свои сообщества. Каждый месяц мы запускаем разные опции, которые делают общение в Viber еще более удобным и безопасным: возможность создавать свои авторские стикеры и гифки, отдельный чат с напоминаниями «Мои заметки», скрытые чаты и исчезающие сообщения, дополнительные возможности для защиты от спама и другие.
При этом у каждого приложения есть своя стратегия развития на несколько лет вперед. Если посмотреть на глобальные тренды, среднее количество приложений в телефоне пользователя снижается. И с каждым годом мотивировать человека добавить что-то в свой телефон становится все сложнее. Уже сейчас мессенджеры из приложений для отправки сообщений и совершения звонков постепенно трансформируются в многофункциональные платформы. Эта тенденция только усиливается. Так, у пользователей появилась возможность решить максимум своих вопросов через одно приложение: заказать еду, одежду, такси, купить билеты в кино, оплатить услуги и т.д.
Если говорить про Viber, мы планируем строить сервисную платформу, удовлетворяющую все потребности современных пользователей в плане функциональности и безопасности. В ближайших планах — максимально упростить интерфейс приложения, но в то же время предоставить больше полезных функций, в том числе для решения сервисных задач. Так, мы уже работаем в направлении финтех-сервиса и запустили новую функцию «Платежи в чат-ботах» (Chatbot Payments). С ее помощью можно безопасно покупать товары и услуги напрямую у продавцов в их авторизованных чат-ботах в Viber, совершая платежи через Google Pay или другую доступную на устройстве платежную систему. Первой страной, где уже действует функция, стала Украина, а в начале 2021 года намечен запуск платежей и на других рынках.
В Viber планируют строить функциональную и безопасную сервисную платформу, удовлетворяющую все потребности современных пользователей.
Поправка на 5G
— Мир постепенно переходит к использованию нового поколения связи — 5G. Как вы считаете, это повлияет на рынок приложений для коммуникации и на Viber в частности?— По оценке британского аналитического агентства IHS Markit, рост возможностей подключения к интернету с помощью 5G способен создать 13,2 триллиона долларов экономической стоимости в ближайшие 20 лет. Конечно, развитие нового поколения 5G окажет воздействие и на потребителя, и на бизнес-индустрию.
Для потребителя это в первую очередь удобство и скорость общения. Сегодня пользователи все чаще отправляют фото и видеоконтент, то есть более «тяжелые» форматы, чем обычные текстовые сообщения. 5G помогает в несколько раз увеличить пропускную способность каналов связи, в том числе мессенджеров. Это позволит обмениваться большими объемами данных за секунды. Максимальная скорость 4G — 1 Гбит/с, для 5G — 20 Гбит/с. Это значит, что один и тот же файл — фильм, видео или картинку в высоком качестве — вы сможете скачать в 20 раз быстрее.
Кроме того, 5G предоставит новые возможности и для развития онлайн-бизнесов. Также мы уже видим тенденцию, согласно которой бизнесы общаются со своей аудиторией через мессенджеры: заводят свои сообщества, где делятся новостями, разрабатывают чат-боты, с помощью которых предоставляют клиентское обслуживание, рассылают сервисные сообщения. Первыми в приложения для общения пришли более традиционные отрасли — медиа, ритейл. Можно предположить, что с расширением возможностей технологии 5G в онлайн, в том числе и в мессенджеры, перейдут и более сложные отрасли — финансовые и персонализированные медицинские услуги.
Функции
— Говоря о том, чего бы хотели пользователи от мессенджеров в будущем, эксперты приводят несколько новых функций. Среди них краудфандинг, встроенный переводчик, новые возможности для знакомств. Возможно ли что-то подобное в Viber в будущем?— Функционал приложений для общения постоянно растет. Новые сервисы запускаются в зависимости от того, какие потребности и желания есть у пользователей. Так, внутри одного приложения может находиться огромное количество возможностей — не только традиционный обмен сообщениями, аудио- и видеозвонки, но и шопинг, встроенный переводчик и многое другое. Существуют и функции, направленные на интеграцию со сторонними сервисами: например, в Viber это дополнения для чатов: пользователи мессенджера, не выходя из приложения, могут воспользоваться внешними сайтами. В дальнейшем подобное расширение функций и интеграции с другими сервисами станут еще прочнее укреплять свои позиции.
Новые сервисы запускаются в зависимости от того, какие потребности и желания есть у пользователей.
Также в Viber уже доступен встроенный переводчик сообщений. Эта функция была запущена в результате интеграции сервиса «Переводчик Google». Чтобы увидеть перевод фразы, нужно нажать на сообщение и выбрать опцию «Перевести» в появившемся меню. Текст на понятном вам языке появится на экране непосредственно под оригинальной фразой. Переводить сообщения можно в личных и групповых чатах, а также сообществах.
Краудфандинг — популярное сегодня направление. Однако пока нет примеров работы полноценной краудфандинговой платформы внутри приложений для общения. Но мы в Viber стремимся к этому. В прошлом году в партнерстве со Всемирным фондом защиты дикой природы запустили благотворительную инициативу в Viber. Ее целью стало привлечение внимания к снижению популяции амурских тигров. В рамках проекта в приложении появились тематические стикеры, сообщество для пользователей, а также чат-бот, в котором всего в несколько кликов можно совершить денежное пожертвование в фонд.
Знакомства в приложении тоже уже возможны: в России сервис Mamba вместе с Viber запустил чат-бот для знакомств. В нем пользователь может авторизоваться в уже существующей анкете с сервиса Mamba или создать новую. Кроме того, ему доступен сервис «Знакомства», позволяющий голосовать за понравившихся людей, ставить лайки и дислайки. Взаимные симпатии отображаются в отдельном списке. Написать пользователю могут только понравившиеся ему люди, что делает общение в чат-боте Mamba максимально комфортным и безопасным.
kryzhevich@sb.by