Достойную пенсию – каждому

Сегодня Россия стоит на пороге еще одной, пятой пенсионной реформы

Сегодня Россия стоит на пороге еще одной, пятой пенсионной реформы

Задавая новые условия для работодателей и будущих пенсионеров, государство не открещивается от того, что было сделано в этой сфере за десять лет. Об этом рассказывает член Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Александр КОРОВНИКОВ.

– С 2002 года средний уровень пенсий в реальном выражении вырос в 2,8 раза (теперь она равняется 9,7 тысячи рублей). Отношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера также увеличилось с 1,08 до 1,8, к среднему заработку – на 2,8 процента (с 34 процентов до 36,8 процента).

Но получилось так, что пенсии выросли, а долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда России достичь так и не удалось.

Главная проблема заключается в том, что сегодня Пенсионному фонду не хватает больше триллиона рублей страховых взносов. И если ничего не менять, то к 2020 году  дефицит этот вырастет втрое. Покрывать его из федеральной казны будет еще сложнее.

Обусловлено это в первую очередь «демографическими ножницами», когда число пенсионеров растет, а работающих – снижается.

Демографы предупреждают, что к 2028 году эти две категории населения сравняются на отметке 45 млн человек. А к 2050 году плательщиков страховых взносов останется 42 млн, пенсионеров будет на 10 млн больше.

Если сохранится нынешний темп старения населения, то к 2030 году число пенсионеров в России превысит 50 млн человек. Таким образом, не удастся удержать даже нынешний уровень: коэффициент замещения к 2030 году, если ничего не менять, опустится ниже 25 процентов.

С подобными проблемами сталкиваются сегодня и европейские пенсионные системы. Парламентарии Европы не на шутку озабочены тем, как при всех сложностях экономики сохранить адекватный уровень пенсий, позволяющий пенсионерам иметь достойный уровень жизни.

Сегодня в нашем государстве и обществе есть понимание того, что пенсионная система нуждается в реформировании. Об этом говорит уже то, с каким интересом обсуждается проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ до 2030 года, подготовленный Министерством труда и социальной защиты РФ.

Этот основополагающий документ до сих пор вызывает конфронтацию мнений, позиций во властных и политических кругах. И в этом нет ничего удивительного. Вопрос слишком важен для страны, чтобы принимать его волевым решением сверху, не узнав и не приняв во внимание мнение людей.

Такова позиция президента.

Совет Федерации уже не раз высказывал свое, консолидированное мнение о реформе пенсионной системы. В ней должны быть учтены интересы не только тех, кто уже вступил в пенсионный возраст или близок к нему, но и тех, кому до пенсии еще далеко, всех основных категорий лиц наемного труда: низкооплачиваемых, высокооплачиваемых, представителей среднего класса.

Надо стремиться к тому, чтобы пенсия поддерживала достойный уровень жизни пожилых людей, сглаживала социальное неравенство, не подрывала интерес населения к участию в пенсионной системе. А для этого надо стабилизировать «пенсионные финансы».

Иными словами, главным критерием оценки пенсионной реформы, ее конкретного результата будет то, в какой мере она обеспечивает право каждого пенсионера на достойную жизнь.

Многие из проблем Пенсионного фонда можно было бы решить просто, подняв пенсионный возраст. Но глава государства сразу отверг такой вариант. Тогда Правительству РФ пришлось задействовать другие резервы, и главный из них – обязательность уплаты единого для всех категорий страхователей тарифа.

Согласно поправкам, внесенным в закон о бюджете Пенсионного фонда России, в страховую часть будут переходить 4 из 6 процентов от фонда оплаты труда, перечисляемых сегодня в накопительную часть пенсии. При этом важно отметить, что все граждане, уже участвующие в программах негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и управляющих компаний (УК), сохранят свою накопительную часть автоматически.

Взносы за так называемых «молчунов», как и раньше, также автоматически будут перераспределяться в страховую часть.

Кроме того, предлагается ввести повышенные страховые взносы для предприятий с вредными условиями труда. Раз их работники выходят на пенсию досрочно, то компании должны делать за них дополнительные взносы, не вешать эту проблему на государство.

Еще одна новация – увеличение вдвое платежей в Пенсионный фонд для самозанятого населения (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и других). Понятно, что делается это для того, чтобы они имели больше прав в своей будущей пенсии и в полной мере отвечали по обязательствам перед нынешними пенсионерами.

Для получения полноценной пенсии закон устанавливает необходимый стаж в 35 лет, а не в 40, как предлагало правительство.

И последнее. В рамках новой системы должен обязательно обеспечиваться коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40 процентов при нормативном страховом стаже и средней заработной плате. Чем больше проработал человек, тем на большую пенсию должен  рассчитывать.

Напомню, что принятый закон о пенсиях вступает в силу через год, с 1 января 2014-го. Этого времени вполне достаточно, чтобы еще раз все обдумать и взвесить, внести необходимые коррективы в Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы.

В таком деле ошибок быть не должно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter