Как судебные исполнители сами порой попадают в руки к должникам

Долгая река долга

Непогашенные кредиты, неоплаченная «коммуналка», неотданные алименты. Сумма долга граждан перед государством, организациями, а также друзьями-родствен­никами исчисляется миллионами. Однако не все дебиторы стремятся расплатиться. Кому-то мешают обстоятельства, кто-то не рассчитал финансовые возможности. А некоторые и вовсе решили проигнорировать свои «займы». Как заставить людей платить по счетам? Кто рискует остаться без компьютера, машины и даже квартиры? Чтобы найти ответы на эти вопросы, корреспондент «Рэспублікі» отправилась в рейд с судебными исполнителями.

Ценные вещи взяты на карандаш

Абонент недоступен

Первый адрес — на центральной Первомайской улице. Правда, Игорь Лавриненко жмет не на нужную, а на соседнюю кнопку домофона. Его коллега Максим Крупенин поясняет почему:

— Сами должники двери могут и не открыть как в подъезд, так потом и в квартиру.
По домофону — звонок соседям
Фото автора

Поднимаемся на третий этаж. Обрезанный звонок и новая металлическая дверь, с которой еще не везде снят целлофан, подсказывают: возможно, 56-летняя хозяйка, за которой числится 11 неуплаченных рублей за стационарный телефон, здесь больше не живет. Выглянувшая из-за ближайшей двери пенсионерка нашу догадку подтверждает. Куда, по какому адресу выехала должница соседка не знает. Это придется выяснять позже, а пока идем дальше. Во дворе встречаем молодого человека. У Лавриненко к нему тот же вопрос: «Когда рассчитаешься за штрафы?» Этого 25-летнего парня судебные исполнители знают в лицо. Он регулярно получает административные взыскания: не успеет оплатить один счет, как ему выписывают новый штраф.

А вот с пятидесятилетним могилевчанином, который накопил свыше 150 рублей долга за «коммуналку», познакомиться не удалось: дома его не оказалось. Зато повезло в другом месте, где жилплощадь делят сразу два неплательщика. Двери открыла 30-летняя Алла Прокопенко. За ней значится солидный долг перед компанией velcom — 423 рубля. Хозяйка с ходу пожаловалась:

— На самом деле это родственница купила на мое имя смартфон в кредит. Конечно, я в любом случае виновата и обязательно рассчитаюсь. Дело в том, что вообще была не в курсе сложившейся ситуации, много месяцев провела в России.

Разошлись с миром

Судебные исполнители действуют по закону: осматривают квартиру в поисках наиболее ценных вещей. Их внимание привлекают телевизор и ноутбук. Однако этой техники мало, чтобы покрыть существующий долг. Вскоре в «черный список» попадают второй ноут, стиральная машина. Позже — еще и электрокамин. Все вместе оценено в 450 рублей. Лавриненко предупреждает Аллу:

— Арестованные вещи теперь находятся у вас на хранении. На то, чтобы погасить долг, есть 10 дней. В ином случае они будут изъяты и проданы. Еще нужно знать, что к требуемой для возмещения сумме нужно приплюсовать 10 процентов принудительного сбора.

Что касается гражданского мужа девушки, то он не заплатил штраф райотделу милиции — без малого 50 рублей. Должник временно проживает в другом месте. Хозяйка пообещала передать ему повестку, и мы расходимся, как говорится, с миром. Крупенин не скрывает:

— Так бывает далеко не всегда. Нередко люди кричат, пытаются не пустить нас за порог своих квартир. А когда дело доходит до изъятия вещей, ситуация может обостриться еще больше.

Не так давно Игорь Лавриненко с коллегами даже оказался в «заложниках» у одного из могилевских предпринимателей. Судебные исполнители пришли, чтобы изъять из магазина должника сантехнику, а владелец выскочил и закрыл двери снаружи. Максиму Крупенину, который остался за пределами торговой точки, пришлось вызывать милицию. Из «плена» судебных исполнителей освободили только через полтора часа.

Начальник отдела принудительного исполнения Ленинского района Могилева Дмитрий Агеев не скрывает, что армия должников сегодня довольно внушительная. Только в их районе, где проживают около двухсот тысяч человек, количество исполнительных документов достигло 25 тысяч. Для наглядности он достал одну из самых внушительных папок:

— В этой пачке — двенадцать исполнительных производств. Могилевчанин, которому немногим за сорок, накапливать долги начал еще в 2016-м. Здесь есть и штрафы из милиции, и долги за «коммуналку». При этом сам он безработный, а с такой категории граждан взыскивать деньги очень сложно.

Дмитрий АГЕЕВ: «Один человек накопил больше двенадцати долгов!»

Как выяснилось, доля неоплаченных милицейских штрафов — одна из самых внушительных. В этом секторе в лидерах — наказание рублем за нарушение правил дорожного движения. «С таких нарушителей штраф можно взимать без решения суда, — поделился Дмитрий Олегович. — Есть также немалый перечень долговых позиций, спрашивать за которые судебные исполнители вправе по исполнительным надписям нотариуса. При этом человек обязан заплатить еще и нотариальный тариф».

Квартира с молотка

О долгах необязательным горожанам напоминают по-разному: звонят по домашнему номеру телефона, шлют СМС на сотовый. Мобильное оповещение помогает достучаться до тех должников, которых долго и безуспешно пытались отыскать по месту жительства. Еще более действенным оказалось лишение нерадивых заемщиков самой мобильной связи, в том числе интернета. Страх остаться отрезанным от мира заставлял даже самых злостных должников найти деньги, чтобы заплатить по счетам.

Примечательно, что в неплательщики иногда попадают далеко не бедные люди, которые не хотят рассчитываться «из принципа». Однако уловка не проходит: должники в результате теряют мебель, машины и даже недвижимость. Недавно, к примеру, с молотка ушло имущество одной из автошкол Могилева — причем не только авто, но и здание компании. Впервые на продажу была выставлена и квартира могилевчанина, взявшего в коммерческом банке кредит на покупку жилья под его же залог. В какой-то момент платить по счетам дебитор перестал — и оказался на улице.

Куда деваются конфискованные товары? До недавнего времени их можно было увидеть на полках некоторых магазинов или на сайте предприятия «БелЮрОбеспечение». Но в скором времени в Могилеве появится специальный «маркет», где будут аккумулироваться вещи, отнятые у злостных неплательщиков. В преддверии его открытия я заглянула в этот «универмаг» на два больших торговых зала. Ассортимент, признаюсь, впечатлил. Шкафы и диваны, ванны и мойки, микроволновые печи и миксеры. На полках нашлось место даже пластмассовым тазикам, перчаткам, сапожкам. Откуда мелочишка? Продавец Виталий Даниленко объяснил, что это — арестованный в счет погашения долга товар предпринимателей и он может быть самым разным.

В Могилеве скоро откроется магазин, где будут продаваться вещи должников, среди конфиската есть и мебель, и техника, и даже тазики

Тем не менее меры дают определенный результат. Заместитель начальника управления принудительного исполнения главного управления юстиции Могилевского облисполкома Светлана Исаева подсчитала:

— Только за первый квартал в доход государства районными отделами принудительного исполнения области взыскано более 3 миллионов рублей.

Возвращать долги, констатировала, — работа не из легких. Судебные исполнители не только должны быть юридически грамотны, но и стрессоустойчивы. Без знания основ психологии также не обойтись: дело-то ведь приходится иметь с людьми и в ситуациях, весьма далеких от идеальных. «Потому, — говорит, — молодые специалисты всегда проходят «обкатку» в сопровождении старших коллег». Впрочем, эта профессия не пугает не только парней, но и девушек. Правда, к должникам они зачастую отправляются в сопровождении сотрудников охраны или милиции. Как показывает опыт, такая защита лишней не бывает.

Svet.markova@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter