Во Дворце Независимости прошло плановое заседание Совета Безопасности

Действовать соизмеримо с вызовами и угрозами

В заседании Совбеза также приняли участие руководители регионов. По сути, Совет впервые собрался в том широком формате, в котором его хотел бы видеть Президент в перспективе. За три с половиной часа обсужден значительный круг вопросов жизнедеятельности государства и общества. Они касались самых разных сфер. В центре внимания также тема повышения роли этого коллегиального органа в жизни нашей страны. Обсуждены проекты обновленных положений о Совбезе и его Госсекретариате — Президент и ранее говорил о необходимости изменения статуса и ответственности этих структур.


Открывая мероприятие, Глава государства отметил, что эта задача касается в том числе и вопросов защиты независимости, территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя Беларуси, поддержания гражданского мира и согласия, противодействия экстремизму и терроризму. Александр ­Лукашенко подчеркнул:

— Безусловно, роль и полномочия Совета Безопасности должны быть соизмеримы с теми рисками и угрозами, которые ставит перед нами время.

Безопасность. Новые подходы

Президент дал исчерпывающий ответ на некомпетентные рефлексии по поводу недавно принятого Декрета № 2:

— Совет Безопасности — это не одни силовики, как некоторые тут пописывали. Среди постоянных членов Совета Безопасности половина должностных лиц — сугубо гражданские люди: руководители Правительства, обеих палат Парламента, Администрации Президента. А если взять полный состав Совбеза, это вообще две трети гражданских людей. Также напомню, что данный конституционный орган обеспечивает реализацию полномочий Главы государства в сфере обеспечения национальной безо­пасности, в том числе как Главнокомандующего Вооруженными Силами. Естественно, что в его составе есть и всегда будут руководители основных силовых структур.


По словам Александра Лукашенко, принципиально важно, чтобы новый акт законодательства, который в деталях регламентирует работу Совбеза, не имел никаких ограничительных грифов и стал прозрачным для общества:

— Каждый житель Беларуси, особенно в нынешних условиях, должен знать и видеть, что все решения принимаются коллегиально и открыто.
Он также обратил внимание на то, что новое Положение о Совете Безопасности опирается на Конституцию, Закон «Об обороне», Военную доктрину, Концепцию национальной безопасности, иное законодательство нашей страны и международные правовые акты, принятые за весь период независимой Беларуси. При подготовке этого положения внимательно изучен и учтен опыт работы подобных коллегиальных органов в других странах. Прежде всего — в странах-союзниках. Глава государства напомнил:

— Важнейшей задачей Совета Безопасности было и остается рассмотрение вопросов внутренней и внешней политики в контексте национальной безопасности. Кроме того, деятельность всех государственных органов в преодолении современных вызовов и угроз должна быть не только эффективной, но и максимально скоординированной.
Учитывая агрессивные попытки превратить Беларусь, по терминологии Соединенных Штатов Америки, в «несостоявшееся государство», мы должны закрепить за Советом Безопасности новые конкретные, жизненно важные функции.
Президент подчеркнул:

— Такое расширение полномочий будет способствовать обеспечению стабильной и безопасной работы всего государства и каждого человека. Все это — вопросы защиты суверенитета и конституционного строя, о которых и говорится в подписанном 9 мая мною декрете.


Только в одном случае!

Так лаконично, но емко Президент высказался о механизме применения Декрета № 2. Он напомнил, что документ, предоставляющий чрезвычайные полномочия Совету Безопасности, будет действовать при единственном условии — гибели Главы государства вследствие покушения, совершения акта терроризма, внешней агрессии, иных насильственных действий:

— Представьте эту ситуацию, исходя из опыта прошлого года, какова будет в результате ситуация в стране? Нетрудно спрогнозировать, и я ее хорошо прогнозирую. И вот на этот период будет действовать декрет Президента. Естественно, когда изберут нового Президента, отпадет необходимость в подобном декрете. Он будет отменен новым ­Президентом или же Парламентом и Президентом — в зависимости уже от новой Конституции, я надеюсь.

Глава государства подчеркнул, что положения декрета направлены на то, чтобы граждане в случае чрезвычайной ситуации не беспокоились за свою судьбу:

— Все люди. И естественно, у каждого есть дети, внуки… И наши недруги в том числе должны понимать, что таким образом дестабилизировать страну не получится. Это предупреждение тем, что страну им, даже таким образом, свернуть с того пути, по которому она развивается, не получится.
При этом Александр Лукашенко обратил внимание на то, что в экстренной ситуации в принятии решений будут участвовать и главы регионов:

— Главный ведь вопрос тогда станет какой? О выборах Президента и стабилизации в стране. Но стабилизация будет зависеть от выборов нового Президента. И вот этот вопрос должен решаться при участии губернаторов. Как, возможно, и другие вопросы, которые вы вынесете на заседание Совбеза. Без губернаторов мы не решим ни один вопрос в стране. Поэтому они будут присутствовать на заседаниях Совета Безопасности с правом голоса, как и все члены Совета Безопасности, и будут голосовать по главному вопросу: когда, в какие сроки будут проведены выборы нового Президента. Они должны быть к этому причастны.

Президент особо подчеркнул, что ему никто не советовал принять такой документ. Это его сугубо личное решение:

— Пять раз его переписывали. Я принял решение, чтобы все решения Совбеза принимались тайным голосованием. Чтобы никто не довлел над мнением членов Совета Безопасности. Вы понимаете, люди взрослые. Что тут недемократично? Что тут не так?

Александр Лукашенко отметил, что именно в изложенных им положениях суть документа, а интерпретировать его, конечно, можно по-разному:

— Фантазии у людей хватает. Но я хочу, чтобы вы понимали, в чем суть этого декрета. Это не значит, что мы его задействуем однозначно. Это только если произойдет соответствующий случай. Я даже отклонил декрет, где было широко прописано, в каких случаях вводится это чрезвычайное или военное положение. Только при одном случае: при покушении и гибели Президента. Только.
Обращаясь к членам Совбеза, Президент обобщил:

— Здесь собрались люди, от которых зависит в общем-то судьба нашего государства, нашего народа. Ни в коем случае не расслабляться. Я и так понимаю, вижу, что молодцы. Контролируете ситуацию. Смотрите за ситуацией. По главным вопросам реагируете как следует. Но вы должны четко отдавать себе отчет, что против нас сегодня работают с огромным опытом спецслужбы. Мы вообще еще младенцы по сравнению с ними. И нам надо выстоять. И мы выстоим, если мы не расслабимся. Потому что на нашей стороне правда и подавляющее большинство людей.

Глава государства убежден, что сегодня на конструктивных позициях уже и те люди, кто, возможно, колебался в острый период:

— Поняли, чего хотели те, кто вывалил тогда в августе на улицы. Видели, как они действовали, и сегодня уже убеждены, что хотели от нас.

Тот мятеж в форме блицкрига мы преодолели, как и многие последующие этапы, уверен, преодолеем и все остальные трудности. При этом надо помнить, что главное для нас — экономика.

Напряженность у границ растет

О некоторых деталях прошедшего заседания журналистам рассказал Государственный секретарь Совбеза Александр Вольфович. Он отметил, что мероприятие было плановым, на нем рассмотрен широкий круг вопросов.

— В частности, началось заседание с рассмотрения вопросов и выводов из оценки военно-политической и стратегической обстановки, которая складывается на сегодня вокруг границ Республики Беларусь, — сообщил Госсекретарь.

По его словам, обстановка, к сожалению, нагнетается и становится все более напряженной. Совбез отмечает усиление военного контингента в сопредельных государствах и повышение активности его подразделений в последнее время:

— Это исходит из тех мероприятий, которые проходят на территории сопредельных государств. Прежде всего оперативной и боевой подготовки под эгидой Соединенных Штатов Америки, блока ­НАТО, вооруженными силами сопредельных государств. Не настораживать нас это не может. Та интенсивность, количество учений, которые проходят на территории сопредельных стран, конечно же, вызывает определенные военные риски. И не только в глубине сопредельных стран, но и вдоль, вблизи границ Республики Беларусь.

Глава Совбеза привел конкретные примеры:

— Только за последнюю неделю отмечено 25 вылетов пилотируемой и беспилотной разведывательной авиации вдоль границ Беларуси. Также на польском направлении отмечены действия подразделений специального назначения, которые занимались изучением подходов к государственной границе, прохода через нее — оценка, разведка. Конечно же, это все не может не вызывать беспокойства.
Александр Вольфович также отметил значительное увеличение численности контингента сил первоначального задействования в сопредельных государствах — с 25 до 40 тысяч человек. Срок их применения — до 6 часов. А учитывая наличие батальонной тактической группы на территории полигона Пабраде (в 15 километрах от государственной границы), то время применения сокращается до часа.

— До 10 боевых самолетов находятся в постоянной готовности к вылету и применению, — сообщил также Александр Вольфович.

Государственный секретарь подчеркнул:

— Нашими ведомствами все эти вопросы отслеживаются, анализируются и вырабатываются адекватные меры реагирования. Прежде всего связанные с усилением охраны государственной границы. Боевого дежурства по противовоздушной обороне. И другие мероприятия, которые будут обеспечивать военную безопасность нашей страны.

Высокий статус — высокая ответственность

Пожалуй, основной итог заседания: Государственный секретариат Совета Безопасности станет государственным органом. В пока действующей нормативной базе это не прописано. Президент и члены Совбеза рассмотрели проекты новых редакций положений о Совете Безопасности и Государственном секретариате Совета Безопасности как его рабочем органе. Александр Вольфович уточнил:

— Основная задача, поставленная для корректировки данных документов, — повышение эффективности и ответственности Совета Безопасности в вопросах национальной безопасности. 
По данному вопросу проанализирован собственный опыт, а также опыт иностранных государств, в основном наших союзников — членов ­ОДКБ.

Александр Вольфович также напомнил, что положения о Совете Безопасности и Государственном секретариате Совета Безопасности изданы в 2000 году. За это время изменились многие нормативные документы, поэтому положения также необходимо привести в соответствие с нынешней законодательной базой, исходя из требований и реалий сегодняшнего дня.

— Основные задачи и функции Совета Безопасности сохранены, оптимизированы и уточнены. Появилась задача содействия Президенту в реализации полномочий в сфере обеспечения вопросов национальной безопасности. Нормативно закреплена функция Совета Безопасности, отраженная в Декрете № 2: полномочия Президента в случае гибели или других насильственных действий переходят коллективному органу — Совету Безопасности, который возглавит Премьер-министр, — добавил Александр Вольфович.

Среди новых функций Совбеза — прогнозирование, выявление, анализ, оценка вызовов и угроз национальной безопасности; определение комплекса мер по их ликвидации; определение государственных органов и должностных лиц, ответственных за его реализацию; рассмотрение вопросов стратегического планирования.

Новые положения будут открытыми и доступными людям для ознакомления. Члены Совбеза учтут замечания Президента, высказанные на заседании, и внесут соответствующие поправки в проекты. Документы будут представлены для утверждения Главе государства в ближайшее время.




КОММЕНТАРИИ

Повышение роли Совета Безопасности и расширение его полномочий — это не сугубо белорусское ноу-хау. При подготовке нового положения об этом коллегиальном органе учитывался опыт других государств. Главная цель всех изменений одна — защита суверенитета и конституционного строя страны. Вот что об этом думают наши эксперты.

 Андрей Русакович   Вадим Гигин   Владимир Габров
Андрей Русакович, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности:

— Совет Безопасности работает у нас достаточно давно, его зарождение связано со становлением государственности Беларуси. Но время идет, внутренняя и внешняя ситуация меняется, поэтому возникает необходимость более сбалансированного подхода к функциям госструктур. Как известно, основным направлением деятельности Совета Безопасности являются вопросы внутренней и внешней политики в контексте национальной безопасности, сохранения существующего конституционного строя, социальной стабильности, гарантий прав и свобод граждан. 

Совет Безопасности — коллегиальная структура, в которой представлены и военные, и гражданские лица, разные ветви власти. Это позволяет с разных точек зрения, с учетом интересов различных слоев населения обсуждать важнейшие вопросы повестки дня, оперативно реагировать на новые вызовы и угрозы, рекомендовать Главе государства принять тот или иной законодательный акт.

Поэтому вполне логичной и закономерной видится концепция повышения роли Совета Безопасности и придание Государственному секретариату Совбеза статуса госоргана. Как было отмечено на совещании, роль и полномочия Совета Безопасности должны быть соизмеримы с рисками и угрозами нынешнего времени.

Вадим Гигин, декан факультета философии и социальных наук БГУ:

— Данное решение Главы государства назрело давно. Безусловно, импульс ему придали события лета и осени 2020 года. Вызвано оно не только чрезвычайными обстоятельствами, но и продиктовано общемировой тенденцией. Нужно отметить, что в ряде стран Совет Безопасности обладает достаточно большими полномочиями и играет значительную роль в системе государственного управления. Можно отметить хотя бы опыт наших соседей — Российской Федерации, Казахстана и, пусть это прозвучит парадоксально, Украины. Поэтому очевидно придание этому органу более высокого статуса. 
Повышение уровня Совбеза — это очередной шаг (вслед за принятыми ранее поправками в ряд законов), позволяющий еще больше укрепить национальную безопасность государства.
Владимир Габров, руководитель центра допризывной подготовки «Скиф»:

— На мой взгляд, пересмотр положений о Совете Безопасности и Государственном секретариате — это итог большой статистической работы и своеобразная «работа над ошибками». Теперь у силовиков, судей, работников прокуратуры и других контролирующих органов будет возможность более оперативно принимать решения и адекватно реагировать на любую возникающую угрозу национальной безопасности. Самое главное, что это решение охладит «горячие головы», у которых, возможно, остаются какие-то нехорошие мысли. 

kryat@sb.by

varmor@sb.by

Фото БЕЛТА

Лукашенко о действии Декрета № 2: только в одном случае!

Вольфович: военная обстановка вдоль белорусских границ становится все более напряженной

Государственный секретариат Совбеза станет госорганом
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter