…Гаражный кооператив «Свислочь-2008». Здесь, по оперативной информации, работает сразу десяток нелегальных СТО. Заходим в первую. Мужчина так увлечен ремонтом, что замечает нас не сразу.
— Ваши документы можно? Пропуск и водительские? — представившись, интересуется Юрий Юрченко, главный налоговый инспектор по Минску.
Сверяем документы. Оказалось, гараж наш проверяемый купил около месяца назад и еще не успел переоформить пропуск на себя. Внутри — битый «Форд». Интересуемся, кто владелец.
— Друг детства. Сергей, кажется, — владелец гаража почему-то не помнит имени лучшего товарища.
Проверяем забывчивого «ремонтника» по базе — к административной ответственности привлекается постоянно: чаще всего за хулиганство и нарушение ПДД, но за незаконную предпринимательскую деятельность — ни разу. Зато теперь он на заметке у налоговиков, и штраф — это лишь вопрос времени. В следующий раз инспекторы наведаются сюда под видом клиентов — на битом авто и по рекомендации знакомых, чтобы нелегал уже точно не смог отвертеться.
— Два дня назад одни машины были, сегодня уже другие, — Юрий сверяет информацию с данными предыдущего рейда.
Оказывается, инспекторы уже были в этом гаражном кооперативе и вот решили нагрянуть с проверкой снова. В первый раз нелегалу выносят предупреждение, во второй составляют административный протокол. Казалось бы, выявляй, штрафуй и конфискуй. Но нет. Низкая эффективность таких рейдов из-за того, что сложно доказать нарушение. Это, к слову, мешает и экономическому суду выносить решения по делам теневого автосервиса. Тем не менее только в этом году к ответственности удалось привлечь владельцев тридцати четырех нелегальных СТО.
Подходим к следующему гаражу из черного списка. Возле него сразу три машины. Работа кипит: на переднем зеркале одной — целлофановый пакет из-под хлеба, вся задняя часть второй облеплена газетами, на третьей стекло заклеено скотчем… Сервис! Внутри трое не очень молодых и не очень импозантных мужчин разливают «чернило» по стаканам.
— Вы бы повременили, — сотрудница милиции показывает удостоверение и говорит, что нельзя распивать спиртное на территории гаражей.
Те уже поняли, что влипли. «Было бы от чего прятаться — спрятались бы, — хозяин гаража Дмитрий Анатольевич выкручивается, как может. А внутри сразу три машины: все мои!» — «Вот, где женихов искать нужно», — с сарказмом подумалось мне. Но все разъясняется быстро: ни на один автомобиль документов у «жениха» не оказалось.
— Это моя машина, хотел подмарафетить к техосмотру. Документов нет, пока не переоформляли. Могу хозяину позвонить, он подтвердит, — хорохорится Дмитрий Анатольевич.
— Все подтверждается документами, а не словами. Справка-счет, договор аренды-продажи где? — настаивает на своем милиционер. А в ответ — молчание.
Дмитрий Анатольевич к административной ответственности раньше не привлекался. Тем не менее статуса ИП у него нет, а сторож гаражного кооператива говорит, что едва ли не каждый день здесь новая машина.
— А «Шкода» чья?
— Я ее вчера жене подарил, — с ходу отвечает Дмитрий Анатольевич.
— Да вам автосалон открывать нужно! — Юрий записывает данные собеседника в блокнот.
Едем на улицу Маяковского, тут еще одна нелегальная СТО. Инспекторы стучат в гараж — дверь открывает мужчина в спецодежде, перепачканной машинным маслом, и, увидев нас, закрывается внутри.
Сотрудники милиции по своей базе устанавливают владельца гаража и узнают его номер телефона. Звоним, представившись клиентами, которые хотят отремонтировать автомобиль, но владелец на этом деле, похоже, собаку съел — все отрицает.
— Николай Федорович, что же тогда посторонний делает в вашем гараже? — раскрывает карты один из инспекторов.
— А хобби у него такое — в гараже сидеть, — отвечает нелегальщик и вешает трубку.
К автомастерской подъезжает клиент. Заметил нас и сразу почуял что-то неладное. Звонит в гараж — никто не отвечает. Потоптавшись несколько минут у входа, уезжает…
Обращаться в гаражи сегодня автовладельцев заставляет в первую очередь ценовой фактор: там дешевле, поскольку нелегалы не уплачивают налоги и Фонд социальной защиты не пополняют. Легализоваться не торопятся: штрафы небольшие, 100 базовых, а сэкономить на неуплате налогов можно куда больше.
Минздрав утвердил Санитарные нормы и правила для СТО, в которых строго прописаны требования к оборудованию, вентиляции, освещению, водоснабжению, условиям труда работников мастерских... Разумеется, «дяди из гаража» в большинстве случаев не могут похвастаться безукоризненным выполнением этих норм и правил, да и ни о каких гарантиях и качестве выполняемых работ речь не идет. Поэтому сделать бизнес легальным при таком техническом состоянии закон не позволяет.
В рейде мы взяли на контроль пять нелегальных СТО, и теперь сотрудники налоговой станут в этих гаражах частыми нежеланными гостями. До тех пор, пока уклонисты от налогов не перейдут на белую схему ведения бизнеса.
Инна ГОРБАТЕНКО
gorbatenko_inna@mail.ru
Фото Алины КАСЕЛЬ