Чтобы показать всю неприглядность коррупции и харассмента в академической среде, потребовалось создать ЕГУ

Деньги не пахнут

Приятель спросил, не знаю ли, что там происходит с Европейским гуманитарным университетом (ЕГУ). Я даже удивился: смотри ты, жив, курилка. Череда коррупционных скандалов, доставшая даже пул международных спонсоров, казалось бы, уже похоронила это уродливое детище давних профессорских амбиций.

Да и образования ЕГУ не дает: «Европейское наследие» – это, извините меня, не учебная программа. «Театральное искусство и актерскую игру» в Вильне физически некому преподавать. Ну а про «Гендерные исследования», «Публичную политику» и «Медиа с коммуникациями» и говорить не приходится: это откровенные кузницы недожурналистов-экстремистов, буче-фемок, карбалевичей, елисеев и прочих невероятных персонажей. Каждый-каждая из которых (не каждый второй-третий, а каждая) завербован если не литовской, то польской спецслужбой уж точно.

К тому же в ЕГУ, как в гусарский полк, просто нельзя отправлять девочек (боюсь, что и мальчиков тоже). «Члены специально созданной комиссии плакали вместе с девушками» – в таком тоне все (!) беглые СМИ пишут о разборе деяний преподавателя, решившего, что он-то и есть похотливая реинкарнация Синей Бороды. Можете себе представить, какая атмосфера разврата и вседозволенности с годами воцарилась в университете-содержанке.

И, повторю, коррупция на всех уровнях: «С именами глав ЕГУ периодически случались громкие скандалы: финансовый, массовое увольнение преподавателей…» – такого масштаба, что даже беглые не могли об этом не написать.

Новая метла

Новым ректором весной прошедшего 2023 года был избран (назначен международными донорами) бывший вице-президент Национального банка Польши Кшиштоф Рыбиньски. Самое главное о себе он сказал сам: «В 2015-м меня взяли на работу в Казахстан, чтобы радикально исправить бренд Университета Нархоз. Я должен был уничтожить коррупцию в университете, так как во многих вузах Центральной Азии коррупция – большая проблема. Мне это удалось».

Скромненько этак. Можно ли всерьез относиться к человеку, которому «удалось» деяние из разряда подвигов Геракла? А доверить ему руководство другим вузом?

Однако, во-первых, у пула спонсоров (США, ЕС, отдельно Германия и Швеция, Скандинавские страны, Нидерланды с Литвой) уже не было ни выбора, ни терпения: последние выборы ректора закончились только в восьмом туре. Во-вторых, ЕГУ для них – это чемодан без ручки, который бросить репутационно невозможно, а нести дальше противно и жалко. Мы об этом писали и в 2016 году («Куда не пойти учиться», 17.05.16, «СБ. Беларусь сегодня»), и в 2020-м («Вот стою, держу весло», 21.02.20, «СБ. Беларусь сегодня») – иными словами, все факты были общеизвестны, причем давно. Но, видимо, решили, что ничего хуже, чем оно есть, пан Кшиштоф сделать не сможет.

Он и не смог. Его большое турне по США в поисках денег – «30 встреч за почти две недели, включая Джорджтаунский и Йельский университеты, с которыми сейчас переписываемся» – результата не дало. Ноль был настолько круглым, что Рыбиньски не погнушался потревожить тень отца-основателя ЕГУ: «Перед поездкой в США я интересовался мнением Анатолия Михайлова, с кем стоит встретиться, так как у него хорошие связи, чтобы привлекать доноров из США в вуз».

Это все равно, как если бы сейчас спросить у кого-нибудь типа карбалевича-класковского о роли Коммунистической партии в пропаганде и внедрении передового опыта… Надежнее уж к потомственной гадалке сходить, ей-богу.

Без запаха

Короче говоря, денег нет. А штат преподавателей есть, а харассмент есть, а скандал на весь мир есть – и со всем этим надо что-то делать. И тогда поляк Кшиштоф (вице-президент Нацбанка страны, все ж таки уровень осведомленности высокий) обратился к белорусским беглым.

Идея была такая: а давайте пусть в ЕГУ преподают откровенные враги Беларуси, всякие данейки-круко-львовские. Черт с ней, с репутацией «акадэмического и низависимого», они приведут с собой своих европейских спонсоров, от которых отломится и университету.

Или пусть компьютерная шелупонь типа либеро-мариничей (тоже враги страны, не меньшие) запустит курс, готовя себе смену и делясь донатами, что собирает с лохов-белорусов. Как вы говорите? Все их проекты жульнические? – Ах, оставьте стоны об «эурапейском арт-образовании», бабло где прикажете брать?   

В том и другом случае речь шла о сумме примерно миллион долларов за год на одно направление. Но жадность фраера (зачеркнуто) ректора сгубила.

Не смог он, высокопоставленный польский чиновник, да еще и с деньгами связанный, пройти мимо того вечнозеленого потока, который, как моллюски-живоглоты, пропускают сквозь себя члены проходного кабинэту, офису, управы, всяких -сатов и прочих мутных контор.

И предложил сотрудничество: акадэмический низависимый эурапейский с оттопыренным мизинчиком университет – и офис беглых, полный политических авантюристов, наручных кукол, креатур спецслужб, ненавидимый даже эмигрантами. Зато делящий почти все деньги, что идут с Запада на подрыв государственности нашей Беларуси.

С нас – респектабельность, с вас – поделиться, продал первородство ректор.

Отравленная атмосфера

Сейчас в ЕГУ очередной (привычный уже, видимо) раскол. Все же разумных людей – даже в среде эмигрантов – в разы больше, чем упертых змагаров. Тем паче не самые глупые люди там собрались, все же понимают: никакие эти персоны не змагары, а слизни, пропускающие сквозь себя западные бюджеты. А вот ни у преподавателей, ни у студентов больше не будет поездок домой, каникул, встреч с родными, ведь за такие делишки ЕГУ могут объявить самым что ни на есть экстремистским образованием…

Стопудово объявят, ведь и так долго терпят, надеясь на разум и благоразумие. Но сотрудничества с террористами, у которых сроки на лбу написаны, никакое государство не простит. По определению.

Да и часть спонсоров уйдет, не желая мараться в бчбшном лайне, в терроризме и экстремизме. Достаточно много фирм, учреждений и людей как в Америке, так и в Европе, которым сто лет не нужно, чтобы их деятельность связывали с именами персон, получивших на родине приличные сроки по серьезным статьям. Мир-то большой, он англосаксами далеко не исчерпывается.

Но на пана Кшиштофа давят панове из Варшавы: там тоже хотят окунуть клювик в потоки, выделенные на подрывную деятельность против Беларуси. Все ведь понимают, что эти деньги будут всегда, пока существующий миропорядок не сменится. А тягать с приграничного забора уже опасно, а с мигрантских шенгенских виз больше нельзя…

Что победит: подлость или жадность? Вот ведь какой – единственный! – вопрос стоит в учреждении, когда-то считавшем себя научным, образовательным, несущим разумное, доброе, вечное.

А всего-то и надо было когда-то поставить деньги во главу угла, отделить свои интересы от нужд государства (страны, народа), почувствовать себя невероятным. И всё – и гниет контора до сих пор, отравляя миазмами всех: и студентов своих, и преподавателей, и даже вот ректоров.

Побеждавших коррупцию где-то там далеко и ничего не могущих сделать с ней же у себя дома, в Польше.

Cura te ipsum.

mukovoz@sb.by, https://t.me/nakipelo_by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter