По количеству склок и чудовищных свар ЕГУ является лидером не только среди университетов Европы

Куда не пойти учиться

Представьте, что собралась как–то группа преподавателей и устроила этакий «университет на дому». Отдадите вы туда ребенка учиться? Думаю, вряд ли. По сути, это мало чем отличается от предложения провести операцию на съемной квартире. Можно, конечно, но только, как говорил Жванецкий, «если вас не интересует результат».

Новейшая история Европейского гуманитарного университета (ЕГУ) начинается с 2005 года, когда он получил «статус белорусского университета в изгнании». От кого получен, кто такие «статусы» раздает? Думаю, это самопровозглашение, равно как и заявление, что ЕГУ «является единственным белорусским университетом, функционирующим в атмосфере академических свобод». Посему — нет смысла обсуждать. Официально ЕГУ — частный литовский университет, а соучредителями его, по последним данным, являются Институт международного образования (Литва) и американские фонды «Открытое общество» (это Сорос) и «Евразия».

Литовские власти дали учебные корпуса и общежития, американцы деньги — и работа пошла. Нет, не по «качественному европейскому высшему образованию», а по формированию пула доноров и освоению получаемых денег. ЕГУ, помимо частных фондов, спонсировали и Еврокомиссия, и правительства стран Западной, Центральной и Северной Европы и Северной Америки, и даже Совет министров северных стран (есть и такая организация!). «С 2004 года в ЕГУ инвестировали более 20 млн евро» («Наша Нiва», не придумано), получается, по 2 млн евро в год. Плюс деньги от студентов за обучение — 2,5 тысячи евро. При 1,5 тысячи студентов (сами пишут) это еще 3,75 млн евро в год.

При этом некоторая (не слишком, впрочем, большая) часть белорусского общества упорно считала частный литовский университет своим. Не своим по духу, а своим по месту получения зарплат и прочих приятных бонусов. Своей, проще сказать, собственностью. Доноры — не прошло и десяти лет — провели аудит, и оказалось, что «органы управления ЕГУ не способны выполнять свою работу и обеспечивать надлежащее использование средств университета. Не вдаваясь в подробности, выяснилось, что интересы отдельных лиц оказывались важнее потребностей университета» («НН»; вот умеют европейцы сказать «воруют» не одним словом, а большим предложением, не отнять! То есть в этих выводах содержится явное указание на корысть и хищения деятелей ЕГУ). Был выбран–назначен новый ректор, американец. Но «группа белорусских общественных и культурных деятелей выразила недоверие комитету по выборам ректора ЕГУ из–за закрытости его работы. Общественные деятели настаивали на том, чтобы ректором вуза стал выходец из Беларуси, а сам университет сохранил белорусский вектор развития» (это Naviny, тоже, знаете ли, камень не бросишь).

Вообще говоря, ситуация из театра абсурда: это как если бы русское подразделение полка «Бранденбург» начало бы предъявлять условия адмиралу Канарису. Мол, вы, адмирал, воюете на нашей бывшей территории, так уж будьте любезны выполнять наши ожидания. Но те промолчали, а наши современные даже не боятся!

Почему такое сравнение? А что, кто–нибудь верит, что на деньги европейцев и американцев будут воспитываться будущие белорусские авиаконструкторы, геологи, атомщики, машиностроители? ЕГУ в качестве своей миссии выбрал «вклад в будущее Беларуси и ее интеграцию в европейское и мировое сообщество». Я снова переведу: в превращение Беларуси в поставщика дешевых трудовых ресурсов для стран ЕС, в рынок для генно–модифицированных продуктов и всего отстоя, который в самом ЕС девать уже некуда.

Американцы такой неблагодарности от тех, кому уже дали, не ждали. И новый ректор ЕГУ не сдержался — разместил в интернете открытое письмо. «Официальная статистика свидетельствует, что только между 2006 и 2012 годами около 875 млн долларов США были направлены на содействие Беларуси. Значительная часть этой суммы была направлена на развитие гражданского общества. Каковы были результаты этих инвестиций и оптимизма и насколько эффективно работала «оппозиция», получавшая столь невиданную финансовую и моральную поддержку? К сожалению, результаты неутешительны». Комментировать? Зачем?

Подведем итоги «университетской деятельности»: на днях Совмин северных стран (а вместе с ним и сами страны) отказался дальше давать деньги. Одновременно, думаю, из этой затянувшейся истории ушло и немало частных фондов. Диплом ЕГУ по–прежнему нужно в родной стране подтверждать. Оно и правильно, вот цитата из официального пресс–релиза: «Будучи одним из многих доноров университета, финансовая поддержка со стороны Совмина северных стран является отдельной от пожертвований индивидуальных правительств...» А вот А.П.Чехов: «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». И скажите вы мне, оно нужно вашему ребенку, такое «европейское» образование?

И еще нужно учесть, что по количеству склок, взаимных жалоб, чудовищных свар ЕГУ является лидером не только среди университетов Европы, но и может дать фору любой коммунальной кухне от Бискайского залива до Чукотки. Какой урок из этого могут вынести  ответственные родители и их умные дети?.. Держаться подальше от афер с красивым названием.

mukovoz@sb.by

Фото "СБ"

Советская Белоруссия № 92 (24974). Среда, 18 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter