
Но во всем мире вопросы жизнеобеспечения (по крайней мере, большую их часть) решают именно органы местного самоуправления. И за тем, чтобы благоустроить детскую площадку или покрасить подъезд, люди идут не к районному или областному начальству, а к своему депутату. Ведь его и выбирали затем, чтобы он работал с людьми, помогал решать житейские вопросы, подсказывал, советовал, добивался. Если же в доме невозможно даже созвать собрание ЖСПК или вывести людей на субботник по благоустройству собственного двора, кого упрекать в этом?
Мы ленивы и нелюбопытны, говорил классик, и, как всегда, был прав. Конечно, куда проще мечтать о комфорте и, сокрушенно вздыхая, надеяться на дворников, сантехников, чиновников, чем взять инициативу в свои руки и начать что–то делать. В том, что неравнодушные инициативные люди способны на многое, говорят успешные примеры работы органов территориального общественного самоуправления. Чистый подъезд, свежевыкрашенные почтовые ящики, лифт, клумбы с цветами, скульптуры и даже тренажеры во дворе. Так может выглядеть любая придомовая территория, если за ней ухаживают не только коммунальщики, но и сами жители. Депутат Палаты представителей Наталья Климович уже много лет возглавляет коллегиальный орган территориального общественного самоуправления (КОТОС) № 50 в Минске. Она уверена: активностью и личным примером всегда можно сплотить людей на добрые дела. Когда каждый из нас приведет в порядок свою территорию, то в порядке будут и родной город, и вся страна. С помощью комитетов общественного самоуправления многие проблемные вопросы снимаются быстрее. Активисты приходят со своими предложениями к депутатам, к руководству районных администраций. Интересные идеи и решения всегда находят понимание и финансовую поддержку у исполнительной власти.
Читайте также
Да, многое упирается в несовершенство правовой базы. В стране с 2010 года действует закон о местном управлении и самоуправлении. Однако та его часть, которая посвящена общественному самоуправлению, во многом носит декларативный характер. Видимо, пришло время уточнить и конкретизировать полномочия КОТОС, четко прописать механизмы их взаимодействия с местными органами власти. Само собой, деятельность органов территориального общественного самоуправления требует определенных финансовых ресурсов. Источники финансирования законодательно вроде бы закреплены. Это могут быть добровольные взносы и пожертвования, кредиты, спонсорские средства. Но эти источники остаются скорее потенциальными, чем реальными средствами. Активисты КОТОС в один голос просят решить проблему хотя бы минимального финансирования этих значимых общественных формирований. Возможно, имеет смысл сформировать специализированный фонд за счет средств местных бюджетов либо запланировать в них соответствующие статьи расходов для финансирования конкретных мероприятий. Почему бы не отчислять в этот фонд определенный процент прибыли от сдачи в аренду помещений районной или городской собственности. Не помешало бы и создание специализированного интернет–ресурса, содержащего правовые документы, аналитические материалы по вопросам местного самоуправления. Для будущих управленцев в вузах хорошо бы ввести спецкурс «местное самоуправление».
В общем, предложений много, и не хотелось бы, чтобы они затерялись в пылу обсуждений. Логично было бы провести республиканское собрание представителей органов общественного самоуправления. Коллективный мозговой штурм наверняка помог бы найти оптимальные варианты укрепления и развития этого института.
konon@sb.by