В рамках выставки прошел конкурс кондитерского мастерства «Беларусь космическая».
На юбилейном смотре продовольственного сектора, а он занимает в белорусской экономике весомые 7 %, продемонстрировали свои возможности более 160 ведущих предприятий отрасли. Состоялось более 1000 деловых встреч, заинтересованность в укреплении поставок белорусского продовольствия продемонстрировали 28 крупных торговых сетей, в основном из России.
Россияне — традиционные участники продовольственного форума. Но, пожалуй, впервые так широко были представлены российские регионы: Воронежская, Саратовская, Тамбовская и другие области, Краснодарский край и даже далекий от Минска Ямало-Ненецкий автономный округ.
— Здесь демонстрируется продукция девяти наших предприятий, отмеченных почетным знаком «Сделано в Кубани», — показывает стенды начальник отдела качества и экспертизы товаров Центра развития торговли Краснодарского края Татьяна Матюшенко. — Предлагаем как деликатесы типа колбасы с плесенью и чесночной пасты, вина, так и самые повседневные продукты: крупы, растительное масло, заменители сахара. В свою очередь заинтересованы в поставках сырья.
Белорусские и российские предприятия продемонстрировали на выставке широкий спектр пищевой продукции, а также технологическое оборудование, тару и упаковку для пищевой промышленности.
В павильоне Белкоопсоюза была представлена продукция кооперативных промышленных предприятий: знаменитая плетенка «Бацькава булка», хлеб «кирпичик», деревенское сало, натуральные колбасы, моченые яблоки — всего около 350 наименований с учетом новинок. И это лишь десятая часть ассортимента, выпускаемого предприятиями отрасли.
— В республике достигнут высокий уровень самообеспечения по основным потребительским группам товаров: молоку, мясу, яйцам, картофелю, — так оценила уровень продовольственной безопасности Беларуси, достигнутый благодаря господдержке предприятий АПК, заместитель начальника главного управления перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства и продовольствия страны Мария Климова. — Уровень самообеспечения по молоку перекрыт без малого втрое. Более чем на треть сверх потребления производится мяса, почти на четверть — яиц... Продовольствия в стране производится все больше, только за девять месяцев этого года прирост составил по АПК почти 5 %.
К Новому году пищевики освоят десятки видов новой продукции.
Расширенное сельхозпроизводство позволяет обеспечивать внутренний рынок, а излишки отправить на экспорт. Беларусь занимает четвертую позицию в мировой торговле по экспорту сыров, третью по поставкам сливочного масла, пятую — сухого обезжиренного молока. Как ожидается, в нынешнем году Беларусь реализует пищевой продукции на внешних рынках не меньше, чем в пиковом 2022 году, когда был взят рубеж в 8 млрд долларов. Концерн «Белгоспищепром» за девять месяцев обеспечил рост экспортных отгрузок более чем на 18 %, что стало результатом динамичного развития международного торгового партнерства. Белорусское продовольствие с удовольствием покупают в ста странах.
Но главный рынок, конечно, в союзной России: на нее приходится 70 % экспорта. О нацеленности на российский рынок говорят и названия: колбаса «Кремлевская», говядина консервированная «Сибирская»...
— Все больше торговых представителей из России заинтересованы в налаживании прямых контактов с белорусскими производителями, это не только крупные федеральные сети, но и региональные точки, находящиеся чуть дальше Москвы и других глобальных локаций, нуждающиеся в качественной продукции по доступным ценам, — поделился председатель концерна «Белгоспищепром» Олег Жидков. — Беларусь и Россия обеспечивают продовольственную безопасность Союзного государства вместе. При этом на первый план выходит качество того, что мы едим. Ведь те или иные продукты могут быть изготовлены за тысячи километров от потребителя.
— Создание единого агропромышленного рынка Союзного государства предполагает единые подходы к стандартизации продукции с учетом наших потребительских предпочтений,— комментирует эту сторону сотрудничества генеральный директор НПЦ НАН Беларуси по продовольствию Алексей Мелещеня. — А они у нас с россиянами очень близки, как и номенклатура выпускаемой пищевой продукции. На этой основе и идет совместная работа по установлению единых требований к качеству, в том числе с прицелом на совместный выход на рынки третьих стран. За белорусскую продукцию мы полностью ручаемся.
Корреспондент «СОЮЗа», конечно, не мог не выяснить, какие сюрпризы к Новому году готовят пищевики.
— Освоим десятки видов новой продукции, — поделился планами директор фабрики «Красный мозырянин» Александр Пиляк. — Это вдобавок к тем 150 наименованиям, которые уже изготавливаем. Многое из этого попадет на праздничный стол россиян. За четыре минувших года мы удвоили поставки сладостей соседям (примерно до 100 тонн в месяц) и останавливаться на этом не собираемся. Радуем вкусным натуральным продуктом детей и взрослых от Калининграда до Сахалина!
sob@sb.by