Председатель ГКНТ Александр ШУМИЛИН – о развитии технопарков, инновационных проектах и давней любви к робототехнике

Давайте мыслить образами будущего

Очевидно, что перспективный путь развития нашей страны лежит в сфере инноваций. И кстати, этот показатель у нас сейчас на уровне Австрии, Италии и Бельгии. Что еще нужно сделать, чтобы выбиться в лидеры и дать экономике новый толчок и новые технологии — главные драйверы экономического роста. Об этом и не только в эксклюзивном интервью «Р» рассказал председатель Государственного комитета по науке и технологиям.

Александр ШУМИЛИН.
Фото Артура ПРУПАСА
После окончания школы для круглого отличника и золотого медалиста Александра Шумилина все пути были открыты. Приглашали даже в Москву заниматься космическими исследованиями. Но он выбрал факультет робототехники Белорусского политехнического института. И выбор, как показала жизнь, был правильным. Именно ему доверили возглавлять Государственный комитет по науке и технологиям. И география белорусских инноваций под его руководством постоянно расширяется. Вот и совсем недавно Беларусь и Польша согласовали перечень из одиннадцати совместных проектов в сфере электроники, ИКТ, новых материалов, машиностроения и агропромышленных технологий. О II съезде ученых страны, состоянии инновационной сферы, подготовке научных кадров он рассказал журналисту «Р». 

Мечты сбываются 

— Александр Геннадьевич, наука — мечта вашей жизни или были сомнения? И с чего все начиналось?

— Я был победителем выездных областных олимпиад по физике и химии Московского физико-технического института. И меня приглашали поступать в Москву в МФТИ заниматься космической проблематикой. Как у золотого медалиста, мои шансы были высоки. Но увлечение робототехникой пересилило. Первый и единственный в СССР факультет робототехники открылся в Минске в политехническом институте. Я, как прагматик, рассудил так: космическая отрасль перспективная, прибыльная, интересная, но несколько узкая. И в плане работы, и в плане жизни. То есть если ты проектировщик космических кораблей, то это на тот момент  «закрытые», секретные площадки, микрогорода. А робототехника давала более широкие горизонты. И по трудоустройству в том числе. А я тогда думал о перспективах. 

— Убеждена, полученные знания помогают по сей день. А помните свой первый заработок? На что его потратили?

— Я еще в школе получил второй разряд по радиоконструированию. Это увлечение остается со мной и сегодня – мне интересны все новые технологии. Не только с точки зрения их появления, но и с практической стороны. Сегодня развивается электромобилестроение, и благодаря этому своему увлечению я хорошо знаком с электроприводами. Это ценят главные конструкторы предприятий. Ведь всегда с первых вопросов понятно, в теме ты или нет.

Что касается первых денег, конечно, я о них помню. Мне было двенадцать, и я на летних каникулах работал в колхозе. Не будешь же целый день лежать на речке! Летом в колхозе много работы – это и уборка зерновых, соломы, косьба. Я родом из деревни, так что все это умел. Кстати, могу с уверенностью сказать: лошадь я смогу запрячь и сегодня. 

На первые деньги я купил паяльную станцию. Это было дорого. Не каждый мог себе это позволить. А вторые более серьезные деньги заработал в старших классах. Тогда мы сделали действующий полностью автоматизированный стенд для УПК. Он имитировал железнодорожный переезд. Там двигались составы, машины, которые на переездах останавливались. Такое пособие для водителей.

Вообще, я пытался подработать всегда. В студенчестве участвовал в выполнении хоздоговорных тем, связанных как с электроприводом, так и с экономикой, управлением. Получал почти столько же, сколько стипендия студента дневного отделения, а то и больше, – вполне серьезный приработок. То есть принцип той же коммерциализации инноваций, который мы реализуем и сейчас. Со школы, студенчества я был на это нацелен. Не просто сделать что-то как хобби, но сделать то, за что могут заплатить. 

— Когда бывает свободная минута, вы...

— Очень люблю лес, природу, прогулки. Посидеть на берегу озера, посмотреть на воду. Получается это нечасто, но стараюсь бывать на природе при первой же возможности. Наверное, эта любовь родом из детства. Мы часто выезжали с родителями в походы, за грибами. Жили тогда в Витебской области, а там всегда были грибные края. Так что в грибах разбираюсь очень хорошо. Кстати, в этом году в лесах появились нетипичные для наших мест рыжики. 

Другое мое увлечение – это театр. Студентом посещал его часто. Люблю бывать там и сейчас. Нравятся спектакли Театра киноактера. Особенно молодежные. Люблю Театр музкомедии. Особенно постановки Белорусского государственного института культуры и искусств, в частности «Дубровского». Она меня впечатлила. В плане игры молодежи — они уже профессионалы высокого уровня. Плюс молодой задор. Это дорогого стоит. И классические вещи можно подавать по-новому.

Третье – история. Как только получается, а к нам часто приезжают иностранные делегации, я стараюсь выехать, показать им лучшее, что у нас есть. И самому еще раз посмотреть страну вместе с ними. Например, с китайцами в позапрошлом году мы были в Брестской крепости. Им очень понравилось. Некоторые факты я им рассказывал помимо гида. Они, кстати, очень интересуются историей и культурой. Российскую делегацию в этом году мы возили в Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта в Озерцо. Беларусь ведь больше страна сельскохозяйственная, так сложилось исторически. Так что им, и нам вместе с ними, было очень интересно взглянуть на историю белорусской деревни.

Во время создания Китайско-Белорусского центра коммерциализации инноваций, с главным исполнительным директором СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Ху ЧЖЕНОМ.

Научный комплекс

— Александр Геннадьевич, сегодня в нашей стране появляется целый ряд новых инновационных направлений. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее перспективны?

— Что такое перспективность? Это не только востребованность на рынке, но и сама возможность продвигать направление с учетом имеющегося задела и развития материально-технической базы, наличия специалистов необходимой квалификации. Основные наши приоритетные направления отражены в указе Президента и охватывают практически всю экономическую деятельность в стране. Особое внимание уделяем темам энергоэффективных технологий и техники, переработке сельскохозяйственной продукции, биотехнологиям в сельскохозяйственном производстве и пищевой промышленности, производству автомобильной, карьерной, железнодорожной, дорожной, специальной техники и дизельных двигателей для нее, новым многофункциональным материалам и другим направлениям. 

Тем не менее нужно учитывать, что сегодня все современные технологии — и в России, и на Западе — «выросли» из военно-промышленного комплекса, поскольку инвестиции в новые технические принципы – это инвестиции с высочайшей степенью неопределенности. Поэтому мы говорим о так называемых технологиях двойного назначения. Беларусь не может себе позволить интенсивно развивать все приоритетные направления одновременно. Наша страна небольшая, мы не имеем таких ресурсов, как, например, Россия. Поэтому мы не можем позволить себе распылять свои средства, а должны концентрироваться только на том, в чем у нас есть конкурентное преимущество.

В государственную программу инновационного развития нашей страны на 2016–2020 годы включено 75 проектов по созданию новых производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития государства. ГКНТ постоянно работает над расширением этого списка. Плюс в перечень по постановлению Совета Министров от 14 сентября этого года включено еще 12 проектов по созданию новых инновационных производств. То есть реализуется 87 проектов, из которых фактически третья часть основана на V—VI технологических укладах. К слову, на них будет направлено более 70 процентов от общего объема финансирования госпрограммы, что подчеркивает их важность. Это энергетика, в том числе атомная, и энергоэффективность, медицина, фармация, медицинская техника, биотехнологии.

— В ведение комитета входит планирование подготовки научных работников высшей квалификации в целом по стране и по отраслям науки. Насколько сложно заглянуть на 5—10 лет вперед?

— О том, чтобы прогнозировать с горизонтом в 10 лет, речи, конечно, нет — динамика научно-технического прогресса слишком велика. А вот на 5 лет вперед прогнозы составляем. И, конечно же, на год предстоящий. Причем показатели прогнозирования и планирования достаточно детальные: для каждой специальности, по двум ступеням и всем формам обучения, для каждой организации, где осуществляется подготовка ученых за счет средств республиканского бюджета. На период 2016—2020 годов такие прогнозные показатели с разбивкой по годам приказом ГКНТ были утверждены еще в 2015-м. 

Кстати, комитет разработал перечень приоритетных специальностей, который включает 83 наименования. Открыта подготовка в аспирантуре по 66 специальностям, из них в области технических – 25, физико-математических наук — 15, биологических — 11, медицинских – 12, химических – 3. Что касается докторантуры, сейчас ведется подготовка по 31 специальности. Наибольшее количество — в области медицинских и биологических наук. Объемы и структура подготовки научных кадров, как вы понимаете, тесно взаимосвязаны с развитием экономики страны на среднесрочную и краткосрочную перспективу.

На министерской конференции Центрально-Европейской инициативы с альтернативным генеральным секретарем ЦЕИ Маргот КЛЕСТИЛЬ-ЛЕФФЛЕР.

Время – деньги 

— Многие ученые сегодня говорят о том, что современные разработки от производства отделяют десятилетия. Но будут ли они актуальны через такой срок? Каким образом можно сократить этот путь? 

— Те, кто говорит так, убежден, несколько лукавят. Сегодня мы ориентированы на сокращение пути между разработанной учеными новацией и производством. Более того, обязательный завершающий этап проектов государственной программы инновационного развития – строительство производства и выход на проектную мощность. 

Другое дело, что к любому такому проекту есть определенные требования. Например, его экспортная ориентированность, создание и внедрение новых технологий, производство новой для страны или на мировом уровне продукции. Кроме того, в будущем, когда предприятие выйдет на проектную мощность, технологический процесс должен быть организован так, чтобы средний уровень добавленной стоимости на одного работающего соответствовал европейскому либо превышал его. Это прописано Указом Президента от 7 августа 2012 года «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов». То есть большая часть проектов государственной программы будет реализована уже до 2020 года, а положительный эффект от их реализации мы получим к 2022-му.

— Возвращаясь к теме коммерциализации инноваций. Как она реализуется в нашей стране? 

— В 2016-м – первом полугодии 2017 года в результате завершения разработок по научно-техническим программам (НТП) на действующих предприятиях с использованием новых технологий создано пять новых производств, модернизировано на основе внедрения передовых (новых и высоких) технологий 15 производственных объектов, проведена техническая подготовка десяти существующих производств. В этот период разработано и доведено до стадии практического применения почти шесть сотен новшеств, в том числе 45 видов машин, оборудования, приборов, инструментов, деталей; 6 новых видов материалов; 18 технологических процессов; 7 систем, комплексов, автоматизированных систем управления, баз данных, систем автоматизированного проектирования; 9 сортов растений; 1 лекарственный препарат; внедрено 497 методик. По результатам завершенных разработок получено 22 патента на изобретения, заключено 5 лицензионных договоров.

В результате коммерциализации результатов научно-технических разработок по завершенным заданиям НТП в 2016-м и первом полугодии 2017 года выпущено продукции на сумму около 4 миллиардов долларов, в том числе поставлено на экспорт продукции более чем на 120 миллионов долларов. При этом большая часть выпущенной продукции — импортозамещающая.

Во время посещения завода «БелДжи».

Сфера инноваций 

— Достаточно ли поддержки внедряющих инновации предпринимателей? 

— Поддержки всегда мало. Но сложилась гибкая система налоговых льгот для тех, кто создает инновации, которая стимулирует их внедрение на предприятиях. Например, от налогообложения освобождаются резиденты Парка высоких технологий, прибыль организаций, полученная от реализации инновационных товаров собственного производства, от реализации имущественных прав на результаты научно-технической деятельности. Не облагаются налогом дивиденды, начисленные венчурным организациям. Не платится налог при ввозе на территорию страны оборудования, приборов, материалов и комплектующих изделий, предназначенных для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ. Нет подоходного налога на гранты Президента в науке, образовании, здравоохранении, культуре. Предусмотрены льготы по налогу на недвижимость и земельному налогу применительно к научным организациям, научно-технологическим паркам (их резидентам) и центрам трансфера технологий. Все это создает определенные комфортные условия для научной, научно-технической и инновационной деятельности.

— Есть ли необходимость совершенствования законодательства по вопросам развития научно-технической, инновационной деятельности?

— Такая потребность есть всегда. И это понятно – мы стремимся к лучшему. Только в 2017 году вышли постановления Совета Министров «Об утверждении Положения о порядке проведения открытого конкурсного отбора проектов (мероприятий), финансируемых за счет средств республиканского централизованного инновационного фонда» и «Об утверждении Примерного положения об отраслевой лаборатории», утверждена новая редакция Положения о порядке функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз. 

Сейчас на стадии внесения изменений еще два нормативных акта. Это проект Указа о внесении изменений в Указ Президента № 59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств», а также проект постановления Совета Министров «О внесении изменений и дополнений в постановление от 31 августа 2005 г. № 961», которым определен порядок разработки и выполнения научно-технических программ.

— Как в ближайшее время увеличится доля инновационной продукции в общем объеме производства белорусских предприятий? 

— Есть такое понятие, как удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме произведенной. Так вот, с 2016 по 2020 год его запланировано увеличить с 13,6 до 21,5 процента. Это также прописано в государственной программе инновационного развития и утверждено Президентом. Хотя у нас уже есть поводы для гордости. Даже когда в 2015-м этот показатель составлял 13,1 процента, он превышал значения не только среди всех стран ЕАЭС, но и средний уровень государств, вступивших в ЕС после 2000 года (12,1 процента). Более того, цифра сопоставима с такими ведущими странами ЕС, как Австрия (13,3 процента), Италия (11,9 процента) и Бельгия (9,9 процента). 

Пожалуй, основной объем инновационной продукции нашей страны производится в обрабатывающей промышленности. Здесь удельный вес инноваций в 2015 году составлял 15,4 процента, что сопоставимо со значением всех стран ЕС — там 15,1 процента.

На выставке сельхозтехники.

Технопарк шагает впереди 

— А иностранные инвестиции на развитие науки привлекаем активно?

— Объем финансирования проектов государственной программы инновационного развития в этом году составил более 1250 миллиардов рублей, почти 90 процентов из которых – иностранные инвестиции. Этим все сказано. Основные страны-инвесторы — Россия, Китай, Германия, Австрия, Литва, ОАЭ. Эти средства использованы на закупку импортного оборудования, материалов, новых производственных процессов, лицензий и программного обеспечения. Один из проектов, где особенно широко используют зарубежные технологии, вы прекрасно знаете – это Белорусская атомная электростанция.

— Технопарки, центры трансфера технологий (ЦТТ) – насколько это совершенные структуры и как планируется расширить их сеть в ближайшем будущем? 

— Развитие инновационной инфраструктуры определено одним из основных направлений государственной инновационной политики нашей страны. Установлено даже прогнозное значение показателя «количество субъектов инновационной инфраструктуры» — 19 к 2020 году.

Правда, эта цифра давно перекрыта. Сегодня в стране работают уже 22 такие организации: 12 технопарков (в 2016 году – 10), 9 ЦТТ (в 2016 году – 7) и венчурная организация Белорусский инновационный фонд. За последние 5 лет их вклад в инновационное развитие страны значительно вырос. Достаточно сказать, что резиденты технопарков стали производить продукции почти в 2,5 раза больше. В 2012 году это было товаров на 28,6 миллиона рублей, а в 2016-м – на 73,8 миллиона. Более чем вдвое увеличилось число работников технопарков. Учитывая это, к 2020 году планируем увеличить количество резидентов технопарков до 300 и создать 1536 новых рабочих мест.

— Какие у вас ожидания от предстоящего II съезда ученых?

— Скажу кратко: ожидаем постановки новых глобальных целей для развития нашей науки и экономики. А также выработки действенных механизмов по их достижению.

veraart14@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter