В Беларуси удельный вес импорта в товарообороте в прошлом году составил 30,2%

Чужие среди своих

Удельный вес импорта в товарообороте в прошлом году составил 30,2%
Со стереотипом «импортное лучше своего» в нашей стране борются не первый год. Борьба эта неравная, с определенными промахами и достижениями. Так, удельный вес привозных товаров в товарообороте по итогам прошлого года составил 30,2%. Правда, продовольственных — 17,8%. Неплохо, если учесть, что согласно концепции национальной продовольственной безопасности эта цифра должна быть не выше 25%. Вместе с тем в Минторге считают: позиции отечественных производителей в рознице можно и нужно улучшать. 



За 11 месяцев прошлого года страна увеличила импорт более чем на 13% — до 8 миллиардов долларов, привел данные первый замминистра торговли Артур Карпович. Понятно, что на наши прилавки поступили не только товары, которые относят к критическому импорту. 

— Мы завозим из-за пределов страны одежду и обувь — порой сомнительного качества — при наличии собственной легкой промышленности, — подчеркнул Карпович. 

Запасы готовой продукции предприятий концерна «Беллег-пром» на 1 января нынешнего года оценивались почти в 3 триллиона рублей. За январь эта цифра еще подросла. Чтобы уменьшить запасы, Правительство решило: как и в 2014-м, товары будут продаваться по сниженным ценам, с учетом конъюнктуры рынка. Решение — за руководителем производства. Если предприятие работает с убытками, но желает избавиться от забитых складов, последнее слово — за концерном. 

Свое плечо обещает подставить и Минторг. В частности, ведомство уже договорилось с крупнейшей сетью магазинов, что в некоторых ее гипермаркетах появятся фирменные секции предприятий, входящих в «Беллегпром». Рассмотреть подобную возможность просят и других крупных ритейлеров. 

Кроме того, в ведомстве работают над проектом указа, по которому для арендаторов, на чьих полках будет не менее 80% белорусского товара, могут быть установлены понижающие коэффициенты арендной платы.

Местным властям будет рекомендовано поддержать льготами производителей, желающих разместить свою продукцию в популярных торговых центрах, как это было во время проведения чемпионата мира по хоккею в прошлом году. 

— Но предприятиям нужно реагировать на спрос, на моду, на сезон. Не надо надеяться, что торговля заберет все, — предупредил Артур Карпович и посоветовал активнее включаться в процесс импортозамещения.

Пока еще за счет импорта удовлетворяется спрос на товары для физической культуры, спорта и туризма, электроинструменты, мобильные и радиотелефоны, фототовары, оргтехнику, одежду из натуральной кожи высокотехнологичной выделки, шелковые ткани. Промышленность по-прежнему недорабатывает по многим электротоварам, бытовой химии, канцелярским принадлежностям, стройматериалам и сантехнике. При этом по отдельным позициям производство необоснованно сокращается. Взять те же холодильники и морозильники, телевизоры, керамическую плитку, обувь, трикотажные изделия и белье. Не меняет существенно положение дел на рынке и выпуск импортозамещающей продукции, считает первый замминистра торговли. Так, в прошлом году Минторг предложил промышленности освоить 360 позиций, предприятия взялись только за 57. Но даже успешные производства сталкиваются с непробиваемостью торговцев. Например, один из резидентов СЭЗ «Гродноинвест» наладил выпуск влажных салфеток. Продукция на ура идет в Россию, Польшу, Молдову, Эстонию, Грузию, но часть наших крупных торговых сетей напрочь отказывается ее брать. 

Возможно, потому, что она дешевле импортной и наша? А значит, не совсем нужного качества – такой стереотип, увы, жив по сей день. Его давно нужно менять, уверен гендиректор завода «Атлант» Виктор Шумило:

— Мы говорим, что наш товар должен быть дешевле остальных. Почему? Товар должен стоить столько, сколько стоит. Мы доработались до того, что китайский в 2 раза дороже нашего. Беда, что мы не умеем продавать свое, показывать, ценить, начиная с производителей. 

Вероника НИКИТИНА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter